Русский писатель-прозаик, драматург Д.Н.
Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) родился 25 октября (6 ноября) 1852 года
в Висимо-Шайтанском заводском поселке Верхотурского уезда Пермской губернии, в 140 км от Нижнего Тагила.
Этот поселок, находившийся в глубине Уральских гор, был основан еще Петром I, а
богатый купец Демидов построил здесь завод, изготовлявший железо. Отцом
будущего писателя был заводской священник Наркис Матвеевич Мамин (1827-1878). В
семье было четверо детей. Жили скромно: отец получал маленькое жалованье,
немногим больше заводского рабочего. Много лет он бесплатно учил детей в
заводской школе. "Без работы я не видал ни отца, ни матери. Их день всегда
был полон трудом", - вспоминал Дмитрий Наркисович.
Писатель с детских лет полюбил великолепную уральскую природу и всегда
вспоминал ее с любовью: "Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в
родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди
такие добрые, и сам я делаюсь лучше". Так писал Мамин-Сибиряк много лет
спустя, находясь вдали от родного Висима. Тогда же, в ранние детские годы,
зародилась и окрепла у Мамина-Сибиряка любовь к русской литературе. "В
нашем доме книга играла главную роль, - вспоминал писатель, - и отец
пользовался каждой свободной минутой, чтобы заняться чтением". О небольшой
домашней библиотеке заботилась вся семья Маминых.
С 1860 по 1864 год Митя учился в Висимской поселковой начальной школе для детей
рабочих, помещавшейся в большой избе. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец
отвез его и старшего брата Николая в Екатеринбург и отдал их в духовное
училище. Правда, дикие бурсацкие нравы так подействовали на впечатлительного
ребенка, что он заболел, и отец забрал его из училища. С большой радостью
вернулся Митя домой и в течение двух лет чувствовал себя совершенно счастливым:
чтение чередовалось со скитаниями по горам, ночевками в лесу и домах приисковых
рабочих. Быстро пролетели два года. У отца не было средств отдать сына в
гимназию, и его снова отвезли в ту же бурсу.
В книге воспоминаний "Из далекого прошлого" Д.Н. Мамин-Сибиряк описал
свои впечатления от учения в бурсе. Рассказал он о бессмысленной зубрежке,
телесных наказаниях, невежестве учителей и грубости воспитанников. Настоящих
знаний в училище не давали, а учеников заставляли заучивать наизусть целые
страницы из Библии, петь молитвы и псалмы. Чтение книг считалось делом
недостойным "настоящего" бурсака. В бурсе ценилась только грубая
сила. Старшие ученики обижали младших, жестоко издевались над
"новичками". Мамин-Сибиряк считал не только потерянными, но и
вредными годы, проведенные в училище. Он писал: "Нужно было много лет,
много страшного труда, чтобы вытравить все то зло, которое вынесено мною из
бурсы, и чтобы взошли те семена, которые были заброшены давным-давно родной
семьей".
По окончании бурсы в 1868 году Мамин-Сибиряк поступил в Пермскую семинарию -
духовное заведение, дававшее среднее образование. Семинария мало чем отличалась
от бурсы. Та же грубость нравов и плохое преподавание. Священное писание,
богословские науки, древние языки - греческий и латынь - вот что главным
образом должны были изучать семинаристы. Однако лучшие из них стремились к
научным знаниям.
Стремясь получить знания, чтобы приносить пользу народу, Дмитрий Мамин ушел из
семинарии после 4-го класса, не окончив ее: он больше не хотел быть
священником. Но именно к пребыванию в Пермской духовной семинарии относятся его
первые творческие попытки.
Весной 1871 года Мамин уехал в Петербург, а в августе 1872 года он поступил на
ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. Он был увлечен бурным
общественным движением 1870-х годов, посещал революционные студенческие кружки,
читал произведения Маркса, участвовал в политических спорах. Вскоре полиция
установила за ним слежку. Жилось ему трудно. Приходилось экономить на всем: на
квартире, на обеде, на одежде, книгах. Вдвоем с товарищем Дмитрий снимал
холодную, неуютную комнату в большом доме, где жили студенты и городская
беднота. Д.Н. Мамин сочувственно относился к движению
народников-пропагандистов, но для себя выбрал другую дорогу - писательский
труд.
В 1875 году в газетах "Русский мир" и "Новости" он начал
репортерскую работу, давшую, по его словам, знание "подноготной"
жизни, "умение распознавать людей и страсть окунаться в гущу
повседневности". В журналах "Сын отечества" и
"Кругозор" он публиковал остросюжетные истории, не лишенные, в духе
П.И. Мельникова-Печерского, этнографической наблюдательности, рассказы о
разбойниках, уральских старообрядцах, загадочных людях и происшествиях
("Старцы", 1875; "Старик", "В горах",
"Красная шапка", "Русалки", все - 1876; "Тайны
зеленого леса", 1877; роман "В водовороте страстей", авторское
название "Виноватые", 1876, и т.д.).
Студент Мамин серьезно учился, много читал, слушал лекции, посещал музеи. Но,
решив стать писателем, он осенью 1876 года, не окончив курс
Медико-хирургической академии, переходит на юридический факультет
Петербургского университета, считая, что ему необходимо изучить общественные
науки, которые помогут лучше разобраться в окружающей жизни. В своих будущих
книгах он хотел открыть людям Урал, рассказать о тяжелом труде заводских
рабочих, о жизни золотоискателей и крестьян. Дмитрий Мамин перечитывает
сочинения любимых писателей, много пишет, упорно работает над языком и стилем.
Он становится газетным репортером и пишет короткие статьи по заданиям различных
газет. Вскоре в петербургских журналах начинают появляться первые рассказы и
очерки молодого писателя.
Ведя жизнь литературной богемы, Мамин занимался репортажем и писал рассказы.
Его первое беллетристическое произведение "Тайны зеленого леса"
напечатано без подписи в журнале "Кругозор" в 1877 году и посвящено
Уралу. Зачатки таланта, знакомство с природой и жизнью края замечаются в этом
произведении. Ему хочется жить за всех, чтобы все испытать и все
перечувствовать. Продолжая учиться на юридическом факультете, Мамин пишет
большой роман "В водовороте страстей" под псевдонимом Е. Томский,
роман претенциозный и очень слабый во всех отношениях. Он отнес рукопись романа
в журнал "Отечественные записки", который редактировал М.Е.
Салтыков-Щедрин. Большим ударом для начинающего писателя была отрицательная
оценка этого романа, данная Салтыковым-Щедриным. Но Мамин правильно понял, что
ему недостает не только литературного мастерства, но, прежде всего, знания
жизни. В итоге, его первый роман был напечатан лишь в одном малоизвестном
журнале.
И на этот раз Мамину не удалось довести учебу до конца. На юридическом
факультете он проучился около года. Чрезмерная работа, плохое питание,
отсутствие отдыха надломили молодой организм. У него началась чахотка
(туберкулез). К тому же, из-за материальных трудностей и болезни отца, Мамин не
смог сделать взнос платы за учение и вскоре был исключен из университета.
Весной 1877 года писатель уехал из Петербурга. Всем сердцем потянулся юноша на
Урал. Там вылечился он от болезни и нашел силы для новых трудов.
Оказавшись в родных местах, Дмитрий Наркисович собирает материал для нового
романа из уральской жизни. Поездки по Уралу и Приуралью расширили и углубили
его знание народной жизни. Но новый роман, задуманный еще в Петербурге,
пришлось отложить. Заболел и в январе 1878 года умер отец. Дмитрий остался
единственным кормильцем большой семьи. В поисках работы, а также чтобы дать
образование братьям и сестре семья в апреле 1878 года переезжает в
Екатеринбург. Но и в большом промышленном городе недоучившему студенту
устроиться на службу не удалось. Дмитрий стал давать уроки отстающим
гимназистам. Утомительная работа оплачивалась плохо, но учитель из Мамина вышел
хороший, и скоро он приобрел славу лучшего репетитора в городе. Не оставил он
на новом месте и литературной работы; когда не хватало времени днем, писал по
ночам. Несмотря на денежные затруднения, он выписывал из Петербурга книги.
В начале 1880-х годов в журналах Петербурга и Москвы стали печататься рассказы,
очерки и повести до сих пор никому не известного писателя Д.Сибиряка. Вскоре, в
1882 году, вышел первый сборник путевых очерков "От Урала до Москвы"
("Уральские рассказы"). Очерки были опубликованы в московской газете
"Русские ведомости", а затем в журнале "Дело" вышли его
очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В
худых душах" и др.). Героями рассказов были фабричные рабочие, уральские
старатели, чусовские бурлаки, в очерках оживала уральская природа. Эти
произведения привлекли к себе читателей. Сборник быстро раскупили. Так входил в
литературу писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк. Его произведения стали ближе к
требованиям демократического журнала "Отечественные записки", и
Салтыков-Щедрин уже охотно печатал их. Так, в 1882 году начинается второй
период литературной деятельности Мамина. Его уральские рассказы и очерки
регулярно появляются в "Устоях", "Деле", "Вестнике
Европы", "Русской Мысли", "Отечественных Записках". В
этих рассказах уже чувствуется самобытный изобразитель жизни и нравов Урала,
вольный художник, умеющий дать понятие о гигантском человеческом труде,
изобразить всякие контрасты. С одной стороны, дивная природа, величественная,
полная гармонии, с другой - неурядица людская, тяжелая борьба за существование.
Присоединив к своему имени псевдоним, писатель быстро приобрел популярность, и
подпись Мамин-Сибиряк осталась за ним навсегда.
Первым крупным произведением писателя был роман "Приваловские
миллионы" (1883), который в течение года печатался в журнале
"Дело". Этот роман, начатый еще в 1872 году, - самый популярный из
его сочинений в наши дни, был совсем незамечен критикой в момент его появления.
Герой романа, молодой идеалист, пытается получить наследство, находящееся под
опекой, с тем, чтобы расплатиться с народом за жестокий фамильный грех
угнетения и эксплуатации, однако безволие героя (следствие генетической
деградации), утопичность самого социального проекта обрекает предприятие на
неудачу. Яркие эпизоды быта, раскольничьи предания, картины нравов
"общества", образы чиновников, адвокатов, золотопромышленников,
разночинцев, рельефность и точность письма, изобилующего народными поговорками
и пословицами, достоверность в воспроизведении различных сторон уральского быта
сделали это произведение, наряду с другими "уральскими" романами
Мамина-Сибиряка, масштабной реалистической эпопеей, впечатляющим образцом
отечественной социально-аналитической прозы.
В 1884 году в журнале "Отечественные записки" появился следующий
роман "уральского" цикла - "Горное гнездо", закрепивший за
Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста. Второй роман рисует также
со всех сторон горнозаводский Урал. Это - великолепная страница из истории
накопления капитализма, остро сатирическое произведение о несостоятельности
"магнатов" уральских горных заводов как организаторов промышленности.
В романе талантливо изображен горный царек Лаптев, форменный вырожденец,
"замечательный тип из всех, какие только встречались в нашей
литературе" по мнению Скабичевского, высоко ставившего роман "Горное
гнездо" и находящего, что "Лаптева смело можно поставить в одном ряду
с такими вековечными типами, как Тартюф, Гарпагон, Иудушка Головлев,
Обломов".
В задуманном как продолжение "Горного гнезда" романе "На
улице" (1886; первонач. назв. "Бурный поток") Мамин-Сибиряк
переносит своих "уральских" героев в Петербург, и, рассказывая о
взлете и крахе некоего газетного предприятия, подчеркивает отрицательный
характер социального отбора в "рыночном" обществе, где лучшие
(наиболее "нравственные") обречены на нищету и гибель. Проблема
поиска смысла жизни совестливым интеллигентом поднимается Маминым-Сибиряком в
романе "Именинник" (1888), рассказывающем о самоубийстве земского
деятеля. В то же время Мамин-Сибиряк явно тяготеет к народнической литературе,
стремясь писать в стиле почитаемых им Г.И. Успенского и Н.Н. Златовратского - в
"беллетристическо-публицистической", по его определению, форме. В
1885 году Д.Н. Мамин написал пьесу "Золотопромышленники" ("На
золотом дне"), не имевшую большого успеха. В 1886 году он был принят в
члены Общества любителей российской словесности. Внимание литературной общественности
привлек сборник Мамина-Сибиряка "Уральские рассказы" (тт. 1-2;
1888-1889), в котором сплав этнографических и познавательных элементов (как
позднее у П.П. Бажова) воспринимался в аспекте своеобразия художественной
манеры писателя, отмечалось его мастерство пейзажиста.
В Екатеринбурге проходят 14 лет жизни писателя (1877-1891). Он женится на Марии
Якимовне Алексеевой, которая стала не только женой и другом, но также и
прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы он совершает много
поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала,
погружается в народную жизнь, общается с "простецами", имеющими
огромный жизненный опыт, и даже избирается гласным Екатеринбургской городской
Думы. Два продолжительных выезда в столицу (1881-1882, 1885-1886) упрочили
литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским,
Гольцевым и другими. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов,
очерков.
Но в 1890 году Мамин-Сибиряк разводится с первой женой, а в январе 1891 года
женится на талантливой артистке Екатеринбургского драматического театра Марии
Морицовне Абрамовой и переезжает с ней в Петербург, где проходит последний этап
его жизни. Здесь он скоро сблизился с литераторами-народниками - Н.
Михайловским, Г. Успенским и другими, а позднее, на рубеже веков, и с
крупнейшими писателями нового поколения - А. Чеховым, А. Куприным, М. Горьким,
И. Буниным, высоко оценившим его труды. Через год (22 марта 1892 года) трепетно
любимая жена Мария Морицевна Абрамова умирает, оставив больную дочь Аленушку на
руках отца, потрясенного этой смертью.
С годами Мамина все больше занимают процессы народной жизни, он тяготеет к
романам, в которых главным действующим лицом оказывается не исключительный
человек, а целая трудовая среда. Большую известность приобрели романы Д.Н.
Мамина-Сибиряка "Три конца" (1890), посвященный сложным процессам на
Урале после Крестьянской реформы 1861 года, "Золото" (1892), в
жестких натуралистических подробностях описывающий сезон золотодобычи и
"Хлеб" (1895) о голоде в уральской деревне в 1891-1892 годах. Подолгу
работал писатель над каждым произведением, собирая огромный исторический и
современный материал. Глубокое знание народной жизни помогло автору ярко и
правдиво показать тяжелое положение рабочих и крестьян и с негодованием
обличить богачей заводчиков и фабрикантов, присвоивших себе природные богатства
края и эксплуатирующих народ. Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и
катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, "русского Золя",
признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили
одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение
полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств,
выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого
античного рока.
Красочным языком, мажорной тональностью отличаются исторические повести
Мамина-Сибиряка "Братья Гордеевы" (1891; о демидовских крепостных,
обучавшихся во Франции) и "Охонины брови" (1892; о восстании
Уральского заводского населения в эпоху Пугачева), а также легенды из быта
башкир, казахов, киргизов ("Лебедь Хантыгал", "Майя" и
др.). "Кряжистый", "сильный и смелый", по воспоминаниям
современников, типичный "уральский человек", Мамин-Сибиряк с 1892
года, после горькой утраты любимой жены, скончавшейся при рождении их дочери
Аленушки, выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его
сборники "Детские тени", "Аленушкины сказки" (1894-1896)
имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику. Произведения
Мамина-Сибиряка для детей "Зимовье на Студеной" (1892), "Серая
шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и
другие приобрели широкую известность. Они открывают высокую простоту,
благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего
поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых. Некоторые
критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими.
К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую
книжку "живой нитью", которая выводит ребенка из детской комнаты и
соединяет с широким миром жизни. Обращаясь к писателям, своим современникам,
Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа.
Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу:
"Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет
пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту
благодатную почву семян".
Детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного
возраста. Младшие ребята хорошо знают "Аленушкины сказки". В них
весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки.
Например: Комар Комарович - длинный нос, Мохнатый Миша - короткий хвост,
Храбрый Заяц - длинные уши - косые глаза - короткий хвост, Воробей Воробеич и
Ерш Ершович. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело
соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, малыши учатся
наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и
трудолюбия. Произведения Мамина-Сибиряка для детей старшего возраста
рассказывают о жизни и труде рабочих и крестьян Урала и Сибири, о судьбе детей,
работающих на заводах, промыслах и шахтах, о юных путешественниках по
живописным склонам Уральских гор. Широкий и разнообразный мир, жизнь человека и
природы раскрываются юным читателям в этих произведениях. Высокую оценку
читателей получил рассказ Мамина-Сибиряка "Емеля-охотник", отмеченный
в 1884 году международной премией.
Одна из лучших книг Мамина-Сибиряка - автобиографический роман-воспоминание о
петербургской юности "Черты из жизни Пепко" (1894), в котором рассказывается
о первых шагах Мамина в литературе, о приступах острой нужды и моментах глухого
отчаяния. Он ярко обозначил миросозерцание писателя, догмы его веры, взгляды,
идеи, которые легли в основу лучших его произведений: глубокий альтруизм,
отвращение к грубой силе, любовь к жизни и, вместе с тем, тоска о ее
несовершенствах, о "море печали и слез", где столько ужасов,
жестокостей, неправды. "Неужели можно удовлетвориться одной своей жизнью.
Нет, жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец - вот где жизнь
и настоящее счастье!" - говорит Мамин в "Чертах из жизни Пепко".
Последние крупные произведения писателя - роман "Падающие звезды"
(1899) и рассказ "Мумма" (1907).
Последние годы жизни писатель тяжело болел. 26 октября 1912 года в Петербурге отмечалось
сорокалетие его творческой деятельности, но Мамин уже плохо воспринимал
пришедших поздравить его - через неделю, 2 (15) ноября 1912 года, он скончался.
Многие газеты поместили некрологи. Большевистская газета "Правда"
посвятила Мамину-Сибиряку специальную статью, в которой отмечала большое
революционное значение его произведений: "Умер яркий, талантливый,
сердечный писатель, под пером которого оживали страницы прошлого Урала, целая
эпоха шествия капитала, хищного, алчного, не знавшего удержу ни в чем".
"Правда" высоко оценила заслуги писателя и в детской литературе:
"Его влекла чистая душа ребенка, и в этой области он дал целый ряд
прекрасных очерков и рассказов".
Д.Н. Мамин-Сибиряк был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской
лавры; через два года рядом похоронили скоропостижно скончавшуюся дочь писателя
"Аленушку" - Елену Дмитриевну Мамину (1892-1914). В 1915 году на
могиле установили гранитный памятник с бронзовым барельефом (ск. И.Я.
Гинцбург). А в 1956 году прах и памятник писателя, его дочери и супруги, М.М.
Абрамовой, были перенесены на Литераторские мостки Волковского кладбища. На
могильном памятнике Мамина-Сибиряка высечены слова: "Жить тысячью жизней,
страдать и радоваться тысячью сердец - вот где настоящая жизнь и настоящее счастье".
"Земле родной есть за что
благодарить Вас, друг и учитель наш... Ваши книги помогли понять и полюбить
русский народ, русский язык..." - так писал Д.Н. Мамину-Сибиряку А.М.
Горький.
|