ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 - 1883), русский писатель, член-корреспондент
Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал
высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В
социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859),
«Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды»
(1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи
разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах
«Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое
движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в
прозе» (1882).
По
отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная
Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд
Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося
тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья
переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших
домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского
университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет
Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности
(1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с
отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь» (1860).
В
1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе
литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот
приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С.
Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения
«Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около
сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма
«Стено»).
В
мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование
соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве).
Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в
очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке). До августа 1839 Тургенев
живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими
языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После
короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая
1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в
Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре
начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой
(в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на
службу в Министерство внутренних дел.
1
ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия),
любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845
Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в
Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает
больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П. В.
Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф.
Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека»
(1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка»
(обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).
Главное
дело этого периода «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов,
начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок «Из записок
охотника» был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе «Смесь» журнала
«Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее
добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874).
Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не
замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной
ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной
порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии
(детализированная конкретика разнородных пейзажей), враждебной человеку, но
неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского
человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности,
«Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества
Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего человека»
(проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению таинственного
(«Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью
(«Певцы»).
В
апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и
опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую
(там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря
1853 (работа над неоконченным романом, повестью «Два приятеля», знакомство с А.
А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга
«Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К.
Толстой.
До
июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в
Спасском. Его ближайшая среда редакция «Современника»; состоялись знакомства с
И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие
в издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием.
Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому, но едва не
закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются
повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (обе
1856).
«Рудиным»
(1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему,
разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих
актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих
«современность» перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства,
природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек»
Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и
надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо»,
1859; события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»); «железный»
болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть
России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне», 1860); «новый человек»
Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети», 1862;
пореформенная Россия не освобождается от вечных проблем, а «новые» люди
остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а захваченные страстью или идеей
погибнут); зажатые меж «реакционной» и «революционной» пошлостью персонажи
«Дыма» (1867); революционер-народник Нежданов, еще более «новый» человек, но
по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877);
все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве,
различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени
близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях
черты двух вечных психологических типов героического энтузиаста, Дон Кихота, и
поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср. программную статью «Гамлет и Дон
Кихот», 1860).
Наряду
с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин», 1874) и
упомянутыми выше «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев
обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и
«Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные
темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии
близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной
болезни (рак спинного мозга). Похороны в
Петербурге вылились в массовую манифестацию.
|