27 декабря исполняется 180
лет со дня рожденияП. М. Третьякова,купца,мецената,
основателяТретьяковской галереи.
Павел Михайлович
Третьяков (1832, Москва -
1898, там же), российский предприниматель, меценат, коллекционер,
благотворитель. Брат С. М. Третьякова. Потомственный почётный гражданин (1856),
коммерции советник (1880), почётный гражданин Москвы (1897). Член московского
отделения Совета торговли и мануфактур (1868-1889), выборный Московского
биржевого общества (с 1870 года). Действительный член петербургской Академии
художеств (1893). Член Русского
музыкального общества (1860-1898),
член совета Московского художественного общества (1872-1894).
Из купеческой семьи Третьяковых, выходцев из Малоярославца.
Известны его прадед Елисей Мартынович (в 1774 году поселился в Москве), дед
Захар Елисеевич, московский купец 3-й гильдии (в 1828 году устроил в Москве
заведение по окраске и крахмалению холста и парусины) и отец Михаил Захарович
(1801-1850), московский купец 2-й гильдии (вёл торговлю полотном из собственных
лавок, в 1846 году купил и в 1847 году перестроил "торговые, всенародные,
дворянские и семейные мужские и женские бани" в Якиманской части Москвы).
Третьяков получил домашнее образование. В первой половине
1850-х годов унаследовал дело отца, развивал операции по закупке льна, его
переработке и продаже текстильных изделий. В 1860 году вместе с братом С. М.
Третьяковым и зятем В. Д. Коншиным учредил торговый дом "П. и С. братья
Третьяковы и В. Д. Коншин" для торговли изделиями из льна, хлопка и
шерсти, в 1866 году - Товарищество Новой Костромской льняной мануфактуры. Совместно
с другими московскими предпринимателями выступил учредителем Московского
купеческого банка (1866; был одним из его руководителей), Московского
торгово-промышленного товарищества (1874; правление на улице Ильинке в здании
Московского торгового банка), некоторых других крупных фирм. Составил крупное
состояние (4,4 млн. рублей), заключавшееся в недвижимости (5 домов в Москве),
ценных бумагах, деньгах и векселях.
В характере
Третьякова сердечная отзывчивость и доброта сочетались с требовательностью,
прямотой, твёрдой деловой хваткой. Долгие годы он помогал Крамскому, Перову,
Васильеву; опекал училище глухонемых; был организатором приюта для вдов и
сирот неимущих художников.
Чуткость к
искусству, всегдашняя искренность, готовность оказать материальную и
нравственную поддержку снискали ему глубокое уважение и любовь художников.
Многолетние дружеские связи соединяли его с Перовым, Крамским, Репиным,
Стасовым, Ярошенко, Максимовым, Поленовым, Суриковым.
Именно Третьяков
выделил в современном ему искусстве передвижников, с их боевым, демократическим
духом. Произведения художников-передвижников составили драгоценное ядро его коллекции.
После покупки картин Худякова и
Шильдера последовало приобретение работ А. Саврасова, Ф. Бруни, И. Трутнева, Л.
Лагорио, К. Брюллова… Так была начата многолетняя, самоотверженная работа по созданию национальной галереи. В 1860 г. Третьяков писал: «Для
меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как
положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств,
принесущего многим пользу, всем удовольствие».
П. М. Третьяков
покупал картины на выставках и в мастерских художников. Он явил собой новый тип
коллекционера, дававшего важную материальную поддержку художникам. Галерея
пополнялась целыми собраниями произведений. Так, в 1874 г. Третьяков приобрёл у
Верещагина 144 картины и этюды. В 1885 г. - у Поленова 102 этюда, выполненных во
время путешествия по Турции, Сирии, Египту, Палестине. Наиболее полно и лучшими
работами в собрании Третьякова представлены Перов, Крамской, Репин, Суриков,
Левитан, Серов.
Огромное
патриотическое и художественное значение имело осуществление идеи Третьякова о
создании портретной галереи деятелей русской культуры. Обширная галерея
портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Репиным,
Серовым и сохранила для потомков образы «лиц, дорогих нации, лучших её сынов»,
по выражению И. Репина, - выдающихся писателей, учёных, музыкантов, художников
(Л.Толстого, Ф.Достоевского, И.Тургенева, П.Чайковского и других).
Павел
Третьяков:
Что
люблю сам, то и другим желаю доставить.
Моя идея была,
с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы
также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не
покидала меня никогда во всю жизнь.
Если
вы будете обижаться на замечания, вы ничему не научитесь.
Опять чувствовал, что стоит жить, чтобы видеть
и наслаждаться этим высшим наслаждением. Я чувствую себя великолепно, как
всегда во время путешествия, то есть сильного движения.
Неправды
я не выношу.
Мое
слово крепче документа.
Многие положительно не хотят верить в хорошую
будущность русского искусства и уверяют, что если иногда какой художник наш
напишет недурную вещь, то как-то случайно, и что он же потом увеличит собой ряд
бездарностей. Вы знаете, я иного мнения, иначе я не собирал бы коллекцию русских
картин.
Самая
подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника. Мне не нужно
ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения,
никаких чудес – дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была,
поэзия, поэзия во всем может быть, это дело художника.
Кто действительно прав, покажет только время!
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Сегодня
Третьяковка – это более чем 150000 бесценных экспонатов, в число которых входят
картины известных художников, скульптурные произведения и графика. Все это
собрание можно с легкостью назвать величайшим архивом русского и зарубежного
искусства.
Много
картин известных художников было передано в дар музею от простых людей. Сюда
относятся картины Бенуа, Рериха, Врубеля и многих других. Древнерусская
иконописная живопись и сегодня занимает отдельное место в экспозиции.
В 1913 году душевнобольной иконописец
изрезал ножом картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Благодаря
своевременным работам реставраторов картину удалось восстановить в
первоначальном виде. Сам Репин приезжал в Москву и переписал голову Грозного в
неприятной лиловой гамме, не вязавшейся с остальной гаммой картины, — взгляды
на живопись у художника сильно изменились за 20 лет. Реставраторы убрали эти
исправления и привели картину к точному соответствию её детальным фотографиям.
А Репин, увидев восстановленную картину позже, ничего не заметил.
В 1928 году в
Третьяковской галерее отремонтировали отопление и вентиляцию, а в 1929 году
провели электричество. В 1932 году к музею пристроили три зала, соединив
галерею с помещением запасника в церкви Николы в Толмачах, что обеспечило
непрерывность экспозиции.
Во время Великой
Отечественной войны, летом 1941 года, коллекция Третьяковской галереи была
переправлена в Новосибирск, для чего потребовалось задействовать состав из 17
вагонов. После окончания войны Третьяковская галерея вновь открыла свои двери
для всех желающих.
|