История
нового года в России
Новый год –
первый день года, один из главных праздников у многих народов. В странахЕвропы начинается 1 января (в России начало
года 1 января введено первым российским императором Петром I в
1699 году). В странах, где принят лунный или лунно-солнечный календарь, Новый
год, приходится на разные даты солнечного года.
Наши с вами предки – славяне, как, собственно, и большинство
народов того времени, вели счёт годам по сезонам. Год у всех начинался в первый
день весны – 1 марта,
когда оживала природа и люди начинали заботиться о посеве нового урожая.
До 10 века Новый год на Руси
начинался в дни, близкие к весеннему равноденствию. В конце 10 века Древняя
Русь приняла христианство (988 - 989 гг.), византийское
летоисчисление и юлианский календарь. Год разделили на 12 месяцев и дали им
названия, связанные с явлениями природы. Началом нового летоисчисления, вплоть
до конца 14 века, и считали 1 марта.
После того, как в Х веке на Руси было принято христианство, пошло и другое летоисчисление –
на основе юлианского календаря (который содержал в себе строгое и
определённое следование месяцам (носили римские названия) и предписывал
семидневную неделю).
На протяжении многих веков, 1
марта – было, по- прежнему, зарёй каждого наступающего года. Так обстояли дела
вплоть до 1492 года. Но, когда Иоанн III утвердил своим указом гражданское
начало – наступление нового года сдвинулось на 1 сентября.
Празднование Нового года 1-го сентября продолжалось до 1698 года.
В 1699 году празднества связанные со встречей Нового года
были отменены, и лишь в 1728 году Пётр I издал указ «О реформе календаря в
России». Из данного указа следовало, что наступление нового года приурочивалось
к 1 января.
Самолично Пётр I выпустил на площади первую ракету, тем самым
возвестил о наступлении праздника. Затем грянули пушечные залпы и поднялся колокольный звон – так началась эра продолжающейся
до сих пор традиции первоянварского новогоднего праздника.
Новый год – это один из самых любимых наших праздников с
пушистым белым снегом за окном, запахом елочной хвои, сверканием разноцветных
игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом
Морозом и очаровательной Снегурочкой. Мы долго ждем его, а когда 31 декабря в полночь бьют часы, радуемся
наступившему году, надеясь на лучшие времена, и грустим, провожая уходящий.
Когда появилась на Руси первая
елка, точно не известно. В мемуарной литературе имеются упоминания о том,
что обычай ставить на праздник елку, был ввезен в Россию будущей женой Николая I (1796 - 1855), прусской принцессой
Шарлоттой (Александрой Федоровной). По другим свидетельствам, первую елку
поставили в 40-е годы 19 века немцы, проживающие в Петербурге. Живя на чужбине,
они не забыли своих традиций и
привычек, обрядов и ритуалов, и первые рождественские елки
появились именно в домах петербургских немцев. В канун праздника Рождества Христова, елки, украшенные фонариками
и игрушками, конфетами, фруктами и орехами, ставились только для детей.
Подростки получали книги, одежду и серебро. Девушкам дарили
букеты, альбомы и шали. Со временем и дети стали дарить родителям подарки, -
вещи собственного изготовления: предметы рукоделия, поделки из дерева и других
материалов, рисунки, стихи.
Следом за немцами в русских
домах петербургской знати также начали ставить для детей елки. Лесные красавицы
украшались восковыми свечами и фонариками, цветами и лентами, орехами, яблоками
и конфетами. Первоначально в Новый год елка
стояла один день, затем эти сроки все более удлинялись: два дня, три, до
Крещения или до концасвяток.
Повсеместно распространилась
немецкая традиция только в середине 40-х годов, когда перед Рождеством елки
стали продаваться. Они засверкали своими огнями не только в великосветских
салонах, но и в домах бедных чиновников.
Елки продавались на елочных
базарах: у Гостиного двора, куда их привозили крестьяне из окрестных лесов, на
Петровской площади, Васильевском острове и других местах. Уже в середине 19-го
века елка в Новый год становится обычным явлением для жителей Петербурга и
начинает проникать в губернские и уездные города, дворянские усадьбы. К концу
столетия она уже прочно входит в быт города и владельцев поместий.
Первая публичная елка, по
свидетельству современников, была установлена в 1852 году на петербургском
Екатерингофском вокзале. Позднее стали устраиваться благотворительные елки для
бедных детей, которые организовывались различными обществами и отдельными
благотворителями, - многие дамы из дворянских фамилийдавали деньги, шили для детей
одежду, покупали конфеты и игрушки. Деньги, собранные за билеты, шли в пользу
бедных. Проводились елки в детских приютах и народных домах. Ежегодно
устраивали елки для детей рабочих окраин столицы Альфред Нобель и его брат Людвиг - шведские
изобретатели и промышленники, имевшие свои интересы в России. В некоторых
знатных домах проводились елки специально для прислуги с семьями.
Если на журнальных
иллюстрациях конца 19-го века нарядная елка уже прочно заняла свое место, то
Деда Мороза и Снегурочки под ней еще нет, они пока не стали героями новогоднего
праздника. Дед Мороз, как старик в шубе, лохматой шапке, с белыми кудрями и
седой большой бородой, с елкой в руке, мешком с игрушками за спиной,
присутствует только в святочных рассказах.
Новогодние торжества по поводу
вступления в новый, 20-й век, Россия встретила традиционно, никто не считал это
большим юбилеем. Только предприниматели использовали эту дату в коммерческих
целях. На рынке появилосьфранцузское шампанское "Новый век" и
"Конец века". Московская парфюмерная фабрика А.М. Остроумова
предложила покупателям под названием "Новый век" серию: духи, пудру, мыло и одеколон. В 1900 году впервые
вышел журнал "Новый век", издательство П.П. Сойкина порадовало
ценителей роскошным изданием с картами и таблицами "На рубеже
столетий" и т.д.
В Москве, в здании Манежа, с 26 декабря по 7 января 1901 проходили празднества. Были
поставлены огромные картины-диорамы изображающие наиболее значительные события
уходящего века, играли три оркестра, вниманию публики была представлена пьеса
"Мировое обозрение". Вечером в Манеже торжественно проезжали на колесницах
крупнейшие державы мира: Россия, Германия, Англия, Франция. Все сверкало, и переливалось. В
канун Нового года, в 12 часов ночи, во всех соборах и храмах города совершались
молебны. После службы многие горожане продолжали празднование в ресторанах и
клубах, на балах или танцевальных вечерах, в Манеже.
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен
вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло
на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а
Россия все еще жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров
принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского
календаря". Подписанный Владимиром Ильичем Лениным документ был опубликован на следующий
день и вступил в силу с 1 февраля 1918 года. В нем, в частности,
говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля,
второй день - считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество
сместилось с 25 декабря на 7 января,
сместился и новогодний праздник.
С 1925 года в нашей стране
началась плановая борьба с религией и,
как следствие, с православными праздниками. Окончательная отмена Рождества
произошла в 1929 году. С ней отменялась и елка, которая стала называться
"поповским" обычаем. Однако, в конце 1935 года в газете
"Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева (1887 -1940;
советский, партийный деятель, репрессирован) "Давайте организуем к новому
году детям хорошую елку!". Общество, еще не забывшее красивый и светлый
праздник, отреагировало достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные
украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение
новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка
вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником "радостного
и счастливого детства в нашей стране", - прекрасным новогодним праздником,
который продолжает радовать нас и сегодня. |