Выдающийся русский живописец, один из
основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктор
Михайлович Васнецов, родился в 1848
г. в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии.
Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил
Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.
В деревенском
доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и
журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и
отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем
рисования. Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а
находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался
поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства,
красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное
существо. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности
художника.
Начальное
образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в духовной
семинарии (1862 — 1867), где он изучал древнерусскую литературу. Литературные
образы переплетались в душе художника с фольклорными образами, насыщая его
внутренний мир, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника.
Во время своей
учебы в семинарии Васнецов обучался и практиковался в копировании с литографий
у преподавателя гимназии и владельца иконописной мастерской Н. А. Чернышева.
Это имело огромное значение в формировании Васнецова как художника, в раскрытии
его художественного дарования.
В августе 1867
года Васнецов отправился в Петербург для обучения в Императорской Академии
художеств. Через несколько месяцев после приезда молодой человек знакомится с Крамским,
который преподавал в Школе поощрения художников. Крамской, пропагандировавший
среди своих учеников призыв Н. Г. Чернышевского к отражению в искусстве проблем
современности, оказал на Васнецова огромное влияние и в нравственном, и в
художественном смыслах. В Школе поощрения художников Васнецов познакомился с
Репиным, с которым был впоследствии очень дружен. Васнецов был членом
Товарищества передвижников
С 1868 года
художник увлекся графикой и к началу 1870-х годов достиг больших успехов в этой
области. Его "Книжный лавочник (Провинциальный букинист. Купец с книгой )” и
"Мальчик с бутылью водки” получили бронзовую медаль на Международной выставке
1874 года в Лондоне.
Опыт работы
художника в графике послужил успеху его последующих картин, написанных маслом:
"Нищие певцы”, "Чаепитие в трактире”, в которых отразился его опыт изучения
характеров людей и социальных явлений. Последующие жанровые композиции
художника характерны для аналитического направления передвижников, склонных к
лиризму, к проникновению в думы своих героев.
В Академии
художник обучался по программе живописца-станковиста, но он был первым
художником, который объединил роспись, оформление спектакля, архитектурное и
прикладное творчество в одну художественную идею. В Академии Васнецов пробыл до
1875 г.
и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую
серебряные медали (за композицию "Христос и Пилат перед народом”, 1870 г.).
Весной 1876
года после выхода из Академии Васнецов, по приглашению Репина,
с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года.
Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа,
наполненной острой борьбой. Художник знакомиться с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение
поселиться в Москве. Полотно "Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)”
(1877), написанное в Париже носило еще жанровый характер, но именно там к
художнику пришла идея направить свое творчество в другое русло. В это время им
был написан эскиз "Богатыри”, положивший начало эпическому циклу.
Возвратившись в
Россию художник создал своеобразный жанрово-исторический цикл, отображающий
русско-турецкую войну. В цикл вошли: картины "Военная телеграмма”, "Карс взяли”
и рисунок "Ночью на улицах Петербурга в день взятия Плевны” (1878). Эти работы
были показаны на VI выставке ТПХВ в марте 1878 года.
В это же время
им были написаны эскизы к картине "Кабак”, реально отражающие состояние
человека во время безудержного веселья. Художник вновь обратился к фольклору и
написал эскиз к картине "Витязь на распутье” (1878), первый вариант которой был
показан наVI выставке ТПХВ. Но это еще не было еще окончательным обращением
художника к фольклору. Васнецов создает очередной жанровый сюжет: "Преферанс”
(1879), отразивший социальное явление с точки зрения этического реализма
передвижников. Этой картиной восхищался Крамской. Работы 1877 — 1879 гг.
завершают десятилетний период, посвященный жанровой живописи.
В 1878 году по приглашению Репина и
Поленова Васнецов переезжает в Москву, которая стала для художника источником
национальной духовности.
С годами
Васнецова все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в
искусстве, которые привели к рождению внутри общеевропейского символизма и
модерна особого "русского стиля”. В 1880 — 1890-е годы Васнецов снова
обращается к "фантазиям, отвлеченностям и выдумкам”, не одобряемым
Чернышевским, но несмотря на это, историко-фольклорное направление его
творчества не расходится с концепцией шестидесятников, которые во главе с
Чернышевским призывали к преобразованию жизни и ее просвещению.
В душе
художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих
картин национально-историческую тематику, художник объединяет знание народного
эпоса с мастерством жанриста, преобразует русский исторический жанр, погружая
мотивы Средневековья в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой
идейно-художественной направленности творчества художника является полотно
"Витязь на распутье” (1882).
Васнецова
привлекает сюжет "Слова о полку Игореве” и находясь под впечатлением этой
гениальной поэмы он создает эскиз картины "После побоища Игоря Святославовича с
половцами” (1880), написанный с огромной патриотической силой. Эскиз был создан
художником в год русско-турецкой войны.
Васнецов
активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны
русского национального характера ("Ковер-самолет”, 1880 г.). В своих картинах
на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным
учением и научным взглядом на мир. Тема мужественности и героизма проходит
через его творчество вкупе с поисками идеала женской красоты. Художник пишет
триптих "Три царевны подземного царства” (1881), второй вариант которого,
созданный в 1884 году, художник называл одной из самых ценных для него работ, в
которой он связывал сказочный мотив с декоративностью формы, типичной для
модерна.
Одновременно с
"Тремя царевнами” в 1881 году художник создает картину "Аленушка”, в которой
отразил духовную связь человека и природы и обнаружил дарование тонкого
пейзажиста. Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева,
которое было имением И. С. Мамонтова. Абрамцево занимает исключительное место в
творческой жизни художника. Мамонтовское окружение тяготело к русской
национальной культуре и с восторгом приняло историко-фольклорную тематику художника.
Летом 1881 года Васнецов вместе с Поленовым, Репиным, Мамонтовым принимал
активное участие в строительстве церкви Спаса Нерукотворного (1881 — 1882) в
Абрамцеве. При постройке церкви Васнецов был не только архитектором, но и
создателем целостного решения ансамбля, он писал для церкви иконы, сочинял
орнаменты, расписывал клиросы. В Абрамцеве художник построил "Избушку на курьих
ножках” (1883), в которой проявился дух народного творчества.
В 1885 году
Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской
опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка”, созданной по
лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил
сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и
современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный
характер "васнецовской природы”. В постановке "Снегурочки” художник впервые
утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и
композитором. "Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.
В первом
пятилетии 1880-х годов Васнецов увлекся монументальной живописью. Осенью 1882
года художник получил приглашение от известного археолога Уварова написать
картины монументально-декоративного плана для Исторического музея в Москве.
Осмысление росписи как особого вида искусства живописи Васнецов начал с фриза
"Каменный век” (1882 — 1885), который был с восхищением принят современниками.
В 1885 году А.
В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в
Киеве (1885 — 1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился
над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имеющая
аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным
монументально-декоративным свершением. При создании церковной росписи Васнецов
стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное
начало, воплощая в ряде мозаик и фресок фольклорные образы, в которых явственно
проявляется дух народного жизнеутверждения и пантеистичесой тайны. Возрождая
монументальное искусство художник создал свой "васнецовский стиль”.
По возвращении
в Москву Васнецова захватила личность Ивана Грозного и в 1897 году художник
создал станковое полотно "Царь Иван Васильевич Грозный”, в котором он воплотил
идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой
русского искусства допетровской поры.
Художник
считал, что в исторических портретах необходима стилизация, но к портретам
современников он подходил с другой точки зрения. В портретах 1883, 1884 гг.
прослеживается лирико-поэтическая тенденция (портреты Н. А. и Т. А.
Мамонтовых).
В 1889 году
художник создал станковое полотно "Иван-царевич на Сером волке”, наполненное
могучей силой природы. В этой картине "васнецовский пейзаж” окончательно обрел
одно из своих самых ярких воплощений.
Своим
гражданским долгом художник считал написание полотна "Богатыри”, наброски к
которому он исполнил еще в 1871 году. Эта картина, венчающая героический цикл
работ Васнецова была написана в 1898 году.
И до и после
"Богатырей” Васнецов находился в поиске пластических решений для синтеза
"нового стиля” и языка народного творчества. К 100-летию А. С. Пушкина он
оформляет пушкинскую "Песнь о Вещем Олеге”, полностью проиллюстрировав ее.
Заставки, концовки, заглавные буквицы, иллюстрации — все подчинено одному
решению. Такой подход к оформлению книги впоследствии был развит Билибиным и
художниками "Мира искусства”.
В 1899 году
Васнецовым была написана небольшая картина "Гусляры”.
В конце XIX
начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов. Он был автором
проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной
выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода
из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е. Цветкова на берегу
Москвы-реки (1901 — 1903); проектов орнаментального оформления Большого
Кремлевского дворца (1901 — 1903). Васнецов был одним из участников устройства
экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для
которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон. На
месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле Васнецовым был
создан памятный крест (1905), уничтоженный при советской власти и воссозданный
на территории московского Новоспасского монастыря.
В 1910 году
художник написал полотно "Баян”, вернувшись к мотиву песнопения, отраженному
еще в "Нищих певцах”. Эта же тема прослеживается и в полотнах "Сирин и
Алконост. Песнь радости и печали” и "Гамаюн птица вещая”.
В картинах
последних лет Васнецов обращается к лирическим мотивам, но фольклор "не
отпускает” его и он создает картины "Царевна-лягушка” (1901 — 1918),
"Несмеяна-царевна” (1916 — 1926), "Сказка о спящей царевне” (1900 — 1926), "Бой
Добрыни Никитича со Змеем Горынычем” (1913 — 1918).
Умер В. М.
Васнецов 23 июля 1926 года в Москве.
Васнецов стал
первопроходцем, возглавив в русском искусстве эпоху "искания Руси” (Грабарь),
принеся новые начинания, идеи и веяния коренным образом изменившие русское
искусство конца XIX — начала XX вв.
|