Проведение
итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно позволяет
определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий,
полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е.
способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов
обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры
сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.
Работы
строятся на основе несплошного текста к которому дается от 5 (в первом классе)
до 10 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных
заданий.
В
отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую
сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком
нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более
активного привлечения личного опыта.
Поэтому
выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они
выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные
результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.
Выполнение
заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью
дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.
Задания
основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения –
русский язык, чтение, математика.
С
помощью системы таких работ для 1 – 4 классов предполагается вести оценку
сформированности следующих предметных навыков:
·
В
ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ
–
техника и
навыки чтения
٧
скорость чтения «про себя» несплошного текста (в
скрытой для детей форме);
٧
общая ориентация в структуре текста (деление текста на
абзацы);
٧
сформированность навыков ознакомительного, выборочного
и поискового чтения;
٧
умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в
тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;
При этом указывается,
что при проверке скорости чтения результаты
детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат.
Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы,
дав им какое-либо иное задание.
–
культура
чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные
аспекты: поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление
ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях
текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.;
–
создание
микротекстов, содержащих краткий читательский отклик, свободный комментарий по
прочитанному тексту.
В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ
ЯЗЫКА
–
овладение
ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных
действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика,
морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)
٧
целостность системы понятий (4 кл.);
٧
фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи
(начиная с 1-го класса);
٧
разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);
٧
разбор предложения по частям речи (начиная с 3-го кл.);
٧
синтаксический разбор предложения (4 кл.);
–
умение
строить свободные высказывания:
٧
словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со
2-го класса);
٧
предложения
٧
связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и
математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.),
собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное
задание), предполагающий отклик
§
на этическую ситуацию
§
на нравственную и социальную проблему
§
на экологические проблемы
§
задание
проблемного характера, требующего элементов рассуждения;
–
сформированность
навыков правописания (в объеме изученного), техники оформления текста (в
ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного
высказывания);
–
словарный
запас и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее
задание каждой работы);
·
В
ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ
–
овладение
ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных
действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические
действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления,
работа с данными)
–
умение
видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение
формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и
диаграмм, с опорой на визуальную информацию;
–
умение
рассуждать и обосновывать свои действия;
·
В
ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
–
сформированность
первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и
используемых для их описания понятий
٧
тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);
٧
объекты живой и неживой природы;
٧
классификация и распознавание отдельных представителей
различных классов животных и растений;
٧
распознавание отдельных географических объектов;
–
сформированность
первичных предметных способов учебных действий
٧
навыков измерения и оценки;
٧
навыков работа с картой;
٧
навыков систематизации;
–
сформированность
первичных методологических представлений
٧
этапы исследования и их описание;
٧
различение фактов и суждений;
٧
постановка проблемы и выдвижение гипотез.
|