ЗАНЯТИЕ 1
Тема: Внеурочная деятельность
школьников.
Цель: определить воспитательную функцию школы согласно новым образовательным
стандартам, сформировать у родителей понимание важности и значимости
организации интересного и содержательного досуга ребенка как одного из средств
профилактики асоциального поведения детей и их успешной социализации.
1. Внеурочная
деятельность школьников
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности
школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и
целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному
базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской
Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на
внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных
от урочной системы обучения.
Виды и направления
внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды
внеурочной деятельности:
· игровая деятельность;
· познавательная
деятельность;
· проблемно-ценностное
общение;
· досугово-развлекательная
деятельность (досуговое общение);
· художественное
творчество;
· социальное творчество
(социально-преобразующая добровольная деятельность);
· трудовая
(производительная) деятельность;
· спортивно-оздоровительная
деятельность;
· туристско-краеведческая
деятельность.
В базисном учебном плане
выделены основные направления внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное,
военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления
внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Например, ряд направлений
совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная
деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и
проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной
деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации
внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть опредмечена в
таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая
(производственная) деятельность.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся. При организации
внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между
результатами и эффектами этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом
участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический
маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в
другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое
знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность,
приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствия результата.
Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные
действия развили человека как личность, способствовали формированию его
компетентности, идентичности.
Итак, воспитательный результат внеурочной
деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка
благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие)
того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности
ребенка.
В сфере школьного
воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий «результат» и
«эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности
педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной
компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от
его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него
семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т.е. развитие личности
ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов
воспитания и социализации (в том числе и сам ребенок) достигли своих
результатов.
Классификация результатов внеурочной деятельности. Воспитательные
результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых нормах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими
учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о
здоровом образе жизни ребенок не только воспринимает информацию от
педагога, но и невольно сравнивает ее с
образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует
здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания
и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Для достижения данного
уровня результатов особе значение имеет взаимодействие школьников между собой
на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно
в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить
(или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии,
действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для
других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к
нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о
том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в
опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та
готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и
гражданского общества.
Очевидно, что для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной
среде.
Достижение трех уровней
результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов
воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы
коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и
социокультурная идентичность
При организации
внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив
в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся
понять новую для них школьную реальность. Педагог поддерживает эту тенденцию,
обеспечивает используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3
классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко
активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом,
что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности
школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от
результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет
обучения в школе создает у младшего школьника к 4 классу реальную возможность
выхода в пространство общественного действия (т.е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика
начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную
среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и
неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Литература
и Интернет-ресурсы:
1. Аксельрод В.И. Зачем
нужна детская организация?//Образование в современной школе.- 2002, №10.
2. Алиева Л.В. Детские
общественные объединения в воспитательном пространстве социума.//
Педагогика.-2000.
3. Газман О.С.
Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. –
М.: МИРОС, 2011.
4. Григорьев
Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
5. Караковский В.А.,
Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! – М.: Педагогическое
общество России, 2011.
6. Лютова
Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2011.
7. Методические рекомендации
о расширении деятельности
детских и молодёжных объединений
в образовательных учреждениях
// Народное образование.-2000,
№4-5.
8. Морева
Н.А. Тренинг педагогического общения: Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2011.
9. Проект «СоцОбраз» - http://wiki.openclass.ru
10. Федеральный
Государственный образовательный стандарт -
http://standart.edu.ru/
11. Федеральный портал
дополнительного образования детей www.vidod.edu.ru
|