Среда, 19.02.2020, 20:33
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "СОШ № 8"

Категории раздела
Наш опрос
Наш сайт лучше сайтов других школ?
Всего ответов: 94
Мини-чат

200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » ФГОС » ФГОС

Педагогический лекторий. Занятие 4.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ. 

 «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, пе-

реданное нам нашими предшественниками.  Обращайтесь почтительно с этим

могущественным орудием:  в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

И.С.Тургенев.

«Чтение стихов должно быть постоянным, чтобы душа не засохла». А.И.Герцен.

На стенде выставка книг, рекомендуемых для внеклассного чтения.

1. Вступительная беседа.

Некоторые родители ошибочно считают,  что любое чтение полезно.  Другие

считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей

в этом деле невелика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ре-

бенка от книг, предназначенных не для него.

Напрасно некоторые родители гордятся тем,  что их дети с удовольствием чи-

тают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьни-

кам,  так как они воспринимают художественное произведение поверхностно,  сле-

дят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержа-

ние книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская опи-

сание природы, характеристики героев, рассуждение автора.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были

разнообразной тематики.  Особенно надо обратить внимание на развитие у детей

интереса к научно-популярной  литературе.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положи-

тельную роль играют незначительные на первый взгляд моменты.

Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книга-

ми, возможность обмениваться книгами с товарищами – все это вызывает подлин-

ный интерес детей к книге.

2. Как пробудить интерес к чтению: приемы.

Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать,  можно использовать

следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух. На са-

мом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и же-

ланием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок, в большинстве случаев,

продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить

его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что те-

перь он будет всегда читать сам.

Можно рассказать ребенку хотя бы один,  но самый занимательный эпизод из

какого-либо рассказа.  Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше? 4

Расскажи, что было потом». В ответ надо дать книгу: «Вот, прочти. Здесь столько

интересных историй!»

3. Требования к чтению.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы

он запоминал фамилию автора и художника-оформителя и название книги. Перед

чтением бывает полезно спросить ребенка, какие книги этого писателя он уже чи-

тал или слышал,  что он знает о нем,  встречались ли ему где-нибудь рисунки ху-

дожника-иллюстратора книги.

Надо,  чтобы ребенок читал книгу внимательно,  не торопясь.  Часто младшие

школьники,  прочитав 5–6  страниц,  заглядывают на последнюю страницу –  чем

кончилось?  Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев,  дети,  естественно,

продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги,

а иногда просто оставляют ее. Родители должны внимательно следить за тем, что-

бы у детей не появилась эта вредная привычка.

Не следует рассказывать детям заранее,  как развиваются события книги,  чем

она заканчивается.

4. Как развивать речь детей.

Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах

ребенок затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь с помощью во-

просов: «Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось

больше всего?»

Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сбли-

жает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их инте-

ресы и увлечения.

Как читать вместе?

Прежде всего,  выбирается интересная и занимательная книга,  чтобы

дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня

читает отец, завтра – сын. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они

привыкают читать громко, выразительно, четко. Продолжительность чтения

домашнего – не более 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло

интереса к чтению.

Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И,

конечно, невозможно воспитывать любовь к книге без навыков культурного обра-

щения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.

Вспомним слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть сча-

стливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать.

Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный

невежда.

5. Игры по обогащению речи детей.

Для обогащения речи детей можно использовать игры и упражнения, кото-

рые легко провести в кругу семьи. (Родители записывают игры, можно обыграть с

ними).

Подбор синонимов. Как сказать по-другому: река (бежит, течет, журчит, льет-

ся)? 5

Какой снег (белый, пушистый, мягкий, искристый)?

Узнавания предмета по эпитетам. Что это (кудрявая, белоствольная, стройная)?

Работа с антонимами. Карандаш длинный – короткий; пух легкий, а камень тяже-

лый; река широкая, а ручей – …

Что бывает широким, узким, зеленым, хмурым, деревянным?

Например, (свежий  – хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья).

Подбор к предмету слов, обозначающих действия. Ветер – что делает? (Воет, пыль

поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет).

Игра в увеличительные очки.  «Я надела увеличительные очки,  и теперь вижу не

дом, а домище…».

Игра «Я – ласка». Все предметы называть только ласково: кошка–кошечка, ложка–

ложечка.

Составление парных созвучных слов.

Мишка–шишка и т.д.

Развивать интонацию можно с помощью проговаривания поговорок. Например:

Во дворе трава,

На траве дрова.

   И т.п.

6. Итог.

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,  подобно тому,  как драго-

ценные камни излучают таинственный блеск», –  писал К.Паустовский.  Научить

детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки

слов, в совершенстве владеть родным языком – это задача взрослых.

Почему так остро стоит этот вопрос сегодня?

Потому, что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возни-

кают, как правило, из-за недостатков воспитания в семье.

Будем помнить,  что привитие культуры общения,  умение вести разговор,

спасать словом,  нести добро людям –  одна из основных задач воспитания наших

детей.

В конце родительского собрания родителям предлагается следующая

анкета (к следующему родительскому собранию, чтобы выявить возможные изме-

нения):

ƒ Придаете вы значение развитию у ребенка правильной,  грамотной речи?

Какими способами?

ƒ Умеет ли ваш ребенок регулировать громкость, темп своей речи?

ƒ Уделяете ли вы внимание воспитанию культуры общения?

ƒ Как вы считаете,  говорит ли ваш ребенок бранные слова?  Проводите ли

профилактическую работу в этом направлении?

ƒ На что надо обратить внимание педагогу в отношении вашего ребенка?

ƒ Какие испытываете трудности в развитии речи ребенка?

ƒ Какие вопросы хотите узнать на собрании, кого предлагаете пригласить?

Категория: ФГОС | Добавил: Admin8 (14.01.2013)
Просмотров: 399 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск