Тема: Как оценивают Вашего
ребёнка в школе?
План:
1. Требования по оцениванию планируемых результатов.
2. Оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.
3. Итоговая оценка выпускника и ее
использование в системе образования.
4. Итоговая проверочная
работа, правила проведения и оценивания.
Методические материалы:
1.
Знакомство с требованиями по оцениванию планируемых результатов начального
общего образования в соответствии с ФГОС ООО
Система оценки — сложна
и многофункциональна, включает текущую и итоговую оценку результатов
деятельности школьников. Предлагаемая система оценки включает в себя как
внешнюю оценку, так и внутреннюю, построенные на одной и той же
содержательной и критериальной основе.
Внешняя оценка — оценка, которая
проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести
оценочную деятельность.
Внутренняя оценка — это оценка,
осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, школьным психологом,
администрацией и т. д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся
учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений,
проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой
оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о
переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
Внутренняя оценка обеспечивает
положительную мотивацию учения, стимулирует обучение учащихся: ориентирует
на успех, отмечает даже незначительные продвижения, поощряет учащихся, отмечает
сильные стороны, позволяет продвигаться в собственном темпе и т. д.
В системе оценивания
обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку,
выставляемую педагогом (школой), которая включает разнообразные методы
оценивания:
·
наблюдения за определенными
аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например,
наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием
коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.);
·
оценку процесса
выполнения
учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как
индивидуально, так и в паре или группе (например, выполнение ими
экспериментальных работ, чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение
проектов и мини-исследований и т.д.); заданий,
выполняемых ими как индивидуально, так и в паре или группе (например,
выполнение ими экспериментальных работ, чтение и пересказ, участие в
обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);
·
тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении
системы формальных знаний, но не только, см. например, стандартизированные
варианты итоговых комплексных проверочных работ);тестирование (как правило, для
оценки продвижения в освоении системы формальных знаний, но не только; см.,
например, стандартизированные варианты итоговых комплексных работ, проверочных
работ);
·
оценку открытых ответов (т.е. даваемых
учеником в свободном формате) – как устных, так и письменных;оценку открытых ответов (т.е. даваемых учениками в свободном
формате) как устных, так и письменных;
·
оценку закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания
с коротким свободным ответом, также допускающие как устные,
так и письменные ответы учащихся);оценку
закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с
выбором ответа, задания с коротким свободным ответом, также допускающиеся как
устные, так и письменные ответы учащихся);
·
оценку
результатов рефлексии учащихся
(разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся
и т.п.).
Еще одна особенность
предлагаемой системы оценки — уровневый подход к представлению
планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.
Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец»,
отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксирования допущенных ошибок и
недочетов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения
образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень
образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется
как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта.
А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения»,
при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это
позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории
движения с учетом зоны ближайшего развития.
2.
Оценивание личностных, метапредметных
и предметных результатов образования.
Стандарт устанавливает
три основные группы результатов — личностные, метапредметные и предметные.
Общая характеристика этих результатов и их специфика, отражающая особенности
возрастной группы обучающихся, представлены в Требованиях стандарта к результатам
освоения основных образовательных программ начального, основного
и среднего (полного) образования.
Под личностными
результатами в стандарте понимается становление самоопределения
личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование
внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной
деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной
школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их
индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
Под метапредметными
результатами понимаются универсальные способы деятельности —
познавательные, коммуникативные — и способы регуляции своей деятельности,
включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы
деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех
учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного
процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Под предметными
результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися
в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а
также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе
современной научной картины мира.
Оценка личностных
результатов может
быть описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделе
«Личностные учебные действия» междисциплинарной программы формирования
универсальных учебных действий. Личностные результаты рассматриваются как
достижения учащихся в их личностном развитии, которые могут быть представлены
в форме универсальных учебных действий.
Достижение личностных
результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса:
учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного
плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы
дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.
В планируемых результатах,
описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает,
что личностные результаты выпускников школы в полном соответствии
с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.
Формирование и
достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность
системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих
результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних
неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются
основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации
региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса,
иных программ. К их осуществлению должны быть привлечены специалисты,
не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой
компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском
и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не
прогресс личностного развития учащегося, а эффективность
воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения,
муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это
принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки
предметных и метапредметных результатов.
В рамках системы
внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных
личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и
защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не
представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному
статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации
личностного развития учащихся
Оценка метапредметных
результатов может
быть описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах
«Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия»,
«Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных
учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех
разделах междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией».
Основным объектом оценки
метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных
действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей
познавательной деятельностью.
Основное содержание
оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения
учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и
обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений, включая организацию этого процесса.
Оценка метапредметных
результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые
проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной
основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную)
сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков
работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда
коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе внутренней
оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений
учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких
коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и
нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной
работы. Например, уровень сформированности такого умения как «взаимодействие
с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать
собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в
отношении объекта, действия, события и др.
Оценка предметных
результатов может
быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам.
Система предметных
знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания,
усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного
обучения) и знания, дополняющие,
расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие
пропедевтикой для последующего изучения курсов.
К опорным знаниям
относятся, прежде всего, основополагающие элементы научного знания (как
общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры),
лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи,
понятия, факты, методы. В начальной школе к опорной системе знаний
отнесен, прежде всего, понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов,
освоение которого позволяет учителю и учащимся эффективно продвигаться в
изучении предмета.
Формирование одних и тех
же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их
выполнению в рамках заданного предметом диапазона (круга) задач, а затем и осознанному
и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это
проявляется в способности учащихся решать разнообразные по содержанию и
сложности классы учебно-познавательных и учебно-практических задач. Поэтому
объектом оценки предметных результатов становится (в полном соответствии с требованиями
стандарта) способность учащихся решать учебно-познавательные и
учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию
учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Оценка предметных
результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур с целью
оценки эффективности деятельности системы образования и образовательного
учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур с целью
итоговой оценки результатов учебной деятельности выпускников.
При этом итоговая
оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых
учащимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного
учебного курса. (Как уже отмечалось, содержание заданий для итоговой оценки
достижения предметных результатов курса строится вокруг изучаемого опорного
учебного материала, представленного в разделе «Выпускник научится»)
Оценка достижения этих
предметных результатов, ведется, как правило, в ходе выполнения итоговых
проверочных работ.
В ряде случаев их
достижение может проверяться также в ходе текущего и промежуточного оценивания,
а полученные результаты фиксироваться в накопительной системе оценки (например,
в форме портфолио) и учитываться при определении итоговой оценки.
Поэтому в итоговой
оценке выпускника необходимо выделять две составляющие: накопленные оценки, характеризующие
динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение
в освоении планируемых результатов, и оценки за стандартизированные
итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых
способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания
начальной школы.
Проверку названных
результатов целесообразно вести при проведении трех итоговых работ: 1) итоговой
работы по русскому языку; 2) итоговой работы по математике и 3) итоговой
комплексной работы на межпредметной основе.
Решение о
целесообразности проведения итоговых работ по другим предметам, а также о
разработке инструментария для них следует отнести к компетенции региона и
образовательных учреждений.
3.
Итоговая оценка выпускника и ее использование в системе образования.
Итоговая оценка
выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и
оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку,
математике и комплексной работы на межпредметной основе).
При этом накопленная
оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а
также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. А оценки
за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения учащимися
опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень
овладения метапредметными действиями.
На основании этих оценок
по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий
делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.
1. Выпускник овладел
опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения
образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения
простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного
предмета.
Такой вывод делается,
если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение
планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум
с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых
работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового
уровня.
2. Выпускник овладел
опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей
ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки
зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной
программы, причем не менее чем по половине разделов выставлена оценка хорошо»
или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют
о правильном выполнении не менее 65 % заданий базового уровня
и получении не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий
повышенного уровня.
3. Выпускник не овладел
опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения
образования на следующей ступени. Такой вывод делается, если в материалах
накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых
результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты
выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 %
заданий базового уровня.
Среди универсальных
учебных действий, составляющих основу для продолжения обучения, для
комплексной оценки могут быть выбраны следующие группы действий:
• в сфере регулятивных
универсальных учебных действий — способность принимать и сохранять учебную
цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане,
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение;
• в сфере познавательных
универсальных учебных действий — использовать знаково-символические
средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических
действий и операций, включая общие приемы решения задач;
• в сфере коммуникативных
универсальных учебных действий — адекватно передавать информацию и выражать
свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи.
Таким образом,
комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных
учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в
ходе решения различных задач на межпредметной основе.
Для проведения
комплексной оценки разработаны специальные комплексные задания. В каждом
задании предлагается ситуация, описанная в одном или нескольких текстах, в
которых информация может быть представлена в разной форме, с привлечением
рисунков, диаграмм, схем, таблиц и др. Каждое комплексное задание состоит из
отдельных вопросов или заданий в связи с необходимостью охвата достаточно большого
спектра умений по двум междисциплинарным программам
Измерительные материалы
для проведения комплексной итоговой работы могут включать разное число
комплексных заданий, которое будет определяться особенностями объекта оценки и
рассматриваемой ситуацией, предложенной для выполнения заданий, а также формой
представления информации.
В работе используются
разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выделить
следующие типы заданий:
• с выбором одного или
нескольких правильных ответов;
• на установление
последовательности и соответствия;
• со свободным кратким
ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на
отведенном месте, указать местоположение предмета);
• со свободным
развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к
ответу).
Выполнение заданий
предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у
учащихся начальной школы в процессе изучения практически всех предметов
(математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии
и др.), требования к которым не выходят за рамки планируемых результатов в
части «Выпускник научится».
Комплексные итоговые
работы должны проводиться на основе стандартизированного инструментария,
имеющего возрастные нормы на выполнение как отдельных заданий, так и
работы в целом.
Выполнение отдельных
заданий может оцениваться разным количеством баллов в зависимости от структуры задания, его уровня
сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Проверка выполнения
заданий осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные
ответы выпускников начальной школы. Число выставленных баллов определяется с
учетом полноты и правильности выполнения задания.
Выполнение учащимся
работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимся за выполнение
заданий двух отдельных частей и всей работы. Результаты выполнения комплексной
работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла
за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы.
Вывод по результатам
выполнения комплексной работы делается с учетом полученного балла за ее
выполнение.
Итак, основные
особенности системы оценки достижений школьника на современном этапе по ФГОС:
·
Оценка предметных, метапредметных, личностных
результатов;
·
Содержательная и критериальная основа –
планируемые результаты;
·
Оценка методом «сложения»; уровневый подход в
инструментарии, в представлении результатов;
·
Оценка способности решать учебно-познавательные
и учебно-практические задачи;
·
Сочетание внутренней и внешней оценки;
·
Накопительная система оценки индивидуальных
достижений;
·
Использование стандартизированных и
нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых,
само- и взаимооценки и др.)
·
Использование персонифицированной и
неперсонифицированной информации; |