Татьяна Александровна Важенина,
руководитель городского
методического объединения учителей английского языка, учитель английского языка
высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 8»
28 марта необычное оживление царило в МОУ СОШ
№ 8. В школе собрались учителя английского языка из Ржева, Старицы, Нелидово,
Зубцова. А поводом для встречи послужил приезд в наш город авторов учебников
английского языка Ольги Васильевны Афанасьевой и Ирины Владимировны Михеевой.
Ольга Васильевна и Ирина Владимировна ознакомили учителей с новыми Федеральными
государственными образовательными стандартами (ФГОС) начального общего
образования по английскому языку. В своей статье я постараюсь кратко рассказать
читателям о назначении ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (ФГОС), утвержденный
Министерством образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 года,
является принципиально новым для отечественной школы документом - общественный
договор между семьей, обществом и государством. Согласно
седьмой статье закона «Об образовании», Стандарт - это совокупность трех
требований: к результатам освоения
основных образовательных программ, к структуре этих программ и к условиям их
реализации. В этом и есть принципиальное отличие нового Стандарта от старого:
он определяет требования к системе образования и тем самым расширяется круг лиц, отвечающих за его исполнение, появляется возможность реализации
подхода к нему как к общественному договору с распределением взаимных обязательств
(прав и ответственности) между всеми участниками образовательного процесса:
государством, социумом и семьей, т.е. новый Стандарт определяет прежде всего
требования к системе образования, а не к ученику, как это было до сих пор.
Методологическую
основу Стандарта составляет Программа
формирования универсальных учебных действий, реализующая
системно-деятельностный подход в обучении. Школа должна не только обеспечивать
общекультурное, социальное и личностное развитие ученика в процессе обучения,
но и обеспечивать его личностное развитие в рамках учебного процесса, то есть
это умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к
людям различных рас и национальностей и т.д. Основной результат образования
рассматривается в Стандарте как достижение учащимися новых уровней развития
на основе освоения ими как универсальных учебных действий, так и способов,
специфических для изучаемых предметов. Так, в обучении иностранным языкам это
могут быть, например, различные приемы работы с текстом: прогнозирование
содержания текста по заголовку, данным к тексту рисункам, умение списывать
текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.д.
Ведущим
документом выступают «Требования к результатам освоения основных
общеобразовательных программ». Они содержат общую характеристику наиболее
существенных результатов, достижения которых ждут от системы образования
личность (ученики и их семьи), общество и государство. Иными словами,
«Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ» —
это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования, в
соответствии с которым она должна строить свою деятельность и обеспечивать
условия для ее реализации.
Требования задают
ориентиры оценки личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования. Личностные и метапредметные результаты освоения
программы являются общими для всех образовательных областей, прописанных в
Стандарте, а вот предметные результаты дифференцированы по учебным предметам.
Так, к личностным результатам обучающихся,
освоивших основную образовательную программу начального общего образования,
относятся их готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации
к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие
индивидуально- личностные позиции учеников, социальные компетенции, личностные
качества; сформированность основ гражданской идентичности.
К метапредметным
результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу
умения учиться, и межпредметными понятиями.
К предметным
результатам учебного предмета «Иностранный язык» относятся: приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и
потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для
овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном
языке, расширение лингвистического кругозора; сформированность
дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной литературы.
Требования
Стандарта являются основой для формирования системы государственного контроля
и оценки качества образования.
Согласно
Стандарту предметом итоговой оценки освоения обучающимися
основной образовательной программы начального общего образования должно быть
достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения
образования. Результаты итоговой оценки освоения программы
используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень
общего образования.
Одним из завоеваний постсоветского
периода совершенно справедливо считается академическая автономия школы. Новый
стандарт не только сохраняет ее в полном объеме, но и расширяет возможности
развития вариативности образования. Более того, он предполагает активное
участие в реализации Стандарта работников образования, педагогических
коллективов. В Стандарте заложена идеология создания школьных команд,
работающих на достижение единого результата. Предложив Примерную основную
образовательную программу начального общего образования, разработчики
ФГОС дали школе возможность разработать программу образовательного учреждения,
а учителю - создать свою рабочую программу. При этом выбор образовательных
технологий, методик обучения остается исключительно в ведении учителя, как и
предусмотрено законом «Об образовании».
Конечно,
реализация Стандарта невозможна без новых учебников. В настоящее время для начальной школы
издаются учебники английского языка таких авторов, как В. П. Кузовлев, М. З. Биболетова, З. Н.
Никитенко и др.
Я настоятельно рекомендую учителям и родителям обратить внимание на новую
линию учебников английского языка для начальной школы с очень красивым
названием «Радуга» авторов О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой. Считаю, что
авторы новых учебников справились с поиском новых возможностей, новых
направлений электронной поддержки учебного процесса, рассчитанных как на
ученика, так и на учителя. Учебник оказывает школьникам непосредственную и
эффективную помощь в «погружении» в современное море знаний. Одним из важных
принципов при построении и организации учебного материала в пособии «Радуга»
является принцип постепенного неспешного
освоения языкового материала школьниками. Учебник красочно оформлен, в него
включены разнообразные виды упражнений, проектные и творческие работы,
развивающие характер и приучающие ребят к самостоятельности.
Во время презентации данного пособия авторы просили учителей применять
всяческие формы поощрения детей, по возможности не выставлять оценки за
контрольные работы хотя бы в первом полугодии, т. к. английский язык требует
постоянного накопления навыков, которое не может дать результат сразу. Учителю
следует найти повод, чтобы ободрить ученика, похвалить его за любой, даже
незначительный шаг вперед.
Меня поразило, что и Ольга Васильевна, и Ирина Владимировна принимали
учителей как близких друзей, Мы, учителя английского языка, постоянно
вспоминаем приятную, непринужденную манеру общения, их улыбки,
доброжелательность, А это очень трогает и согревает душу.
Анна Петровна Виноградова,
директор МОУ «СОШ № 8»,
Почетный работник общего образования РФ
Жизнь в современном обществе немыслима хотя бы без знания одного
иностранного языка. В последнее время, как никогда ранее,
повысился статус иностранного
языка как учебного предмета, возросла его
роль.
Большое внимание изучению иностранных языков уделяется в МОУ СОШ № 8. В школе
работают три учителя высшей
квалификационной
категории. В течение последних
лет учителя школы
работают над проблемой повышения эффективности преподавания иностранных языков. Учителя изучают актуальные проблемы современного образования, такие как применение новых образовательных технологий, организация исследовательской деятельности обучающихся, разработка предпрофильных и профильных курсов.
Постоянное самообразование, расширение методического кругозора -
основа деятельности
учителей школы № 8.
Реформа общеобразовательной школы ориентируетучителей на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения различных предметов, в особенности это касается иностранного языка. Цель обучения иностранному языку состоит в практическом овладении языком. Для выполнения этой цели учителя школы изучают и применяют
целый ряд личностно-ориентированных технологий:
технология обучения в сотрудничестве (основная идея - создать
условия для активной совместной деятельности обучающихся в
разных учебных
ситуациях), проектная методика (позволяет
органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы), разноуровневое обучение (создание условий для развития и
реализации способностей каждого школьника, учитывая его потребности, возможности, склонности).
Результаты не заставляют себя ждать. Каждый год ученики
нашей школы принимают участие в творческих конкурсах и олимпиадах института им.
Гете и Британского Совета. Постоянно школьники становятся дипломантами всероссийского
фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Фестивальные работы «Мир изучаемого языка», «Финляндия – наш западный сосед», «Скамейки
Эдинбурга», «История создания кукол» получили высокую оценку учителей других
регионов. Ни одна олимпиада по иностранным
языкам не обходится без призеров и победителей из школы
№ 8. Неоднократно становились победителями городской олимпиады Путенкова Мария, Краснов Михаил (учителя Т.А. Важенина и О. А. Цветкова).
Выпускники школы учатся
во многих престижных вузах страны, и для многих иностранный язык служит основой
и фундаментом в обучении.
Логическим
продолжением урока является внеклассная работа по предмету, которая способствует
развитию мотивации учения и дает возможность ученикам и учителям показать свои творческие
способности.
Каждый год ребята с нетерпением ждут неделю
иностранных языков. Программа недели увлекательна и насыщенна: викторины,
конкурсы проектов, литературные гостиные, КВНы, игры, фотовыставки, творческие
мастерские.
Более пятнадцати лет школа сотрудничает со школой Мойсио из финского
города-побратима Сало. За эти годы более восьмидесяти
обучающихся посетили Сало. Но сотрудничество обеих школ не сводится только к
одним визитам. Каждый год в школе проходит неделя финской культуры. Школьники
работают над совместными проектами. Особый интерес вызвали такие проекты как,
как «Моя малая Родина», «От каменного топора до мобильного телефона». По
просьбе известной фирмы «Нокиа» ученики школы выполнили статистический проект
«О развитии сотовой связи в городе Ржеве».
Ученики и учителя
школы принимают активное участие в работе российско-немецкого лагеря, входят в
состав городской делегации при посещении г. Гютерсло.
Кабинеты
английского и немецкого языков оснащены новейшими методическими пособиями,
словарями, видеокурсами, электронными учебниками.
Успехи учеников -
это, прежде всего, заслуги их преподавателей. Опыт учителей не раз обобщался в
Тверском областном институте усовершенствования учителей. Марина Владимировна
Сопильняк стала победителем городского конкурса «Урок здоровья». Татьяна Александровна Важенина стала победителем конкурса лучших
учителей Российской Федерации.
Конечно, проще всего взять учебник, читать и переводить
тексты, отвечать на вопросы учебника и учителя. А можно начать этап творческого
применения иностранного языка, что и делают учителя нашей школы. Использование новейших методик
дает свои результаты: наши школьники не испытывают трудностей в общении с
зарубежными сверстниками. Иностранный язык стал языком межкультурного общения
в диалоге культур. Наши выпускники учатся в самых престижных вузах страны,
причем большинство на бюджетной основе, и на занятиях по иностранному языку
не испытывают затруднений. Неслучайно в кабинете иностранного языка вывешена
цитата А.П. Чехова: «Не знаю иностранного языка. Ах, с каким удовольствием я
бы себя выпорол...»
А вот что говорят об уроках иностранного языка учащиеся школы.
Мария Путенкова:
Английский язык я изучаю с детского сада, а немецкий
начала учить в 5 классе. Мой учитель немецкого языка Цветкова Оксана
Александровна - добрый, умный, талантливый педагог. Я никогда не скучаю на ее
уроках, они всегда интересны, насыщены разнообразными заданиями. А как
интересно у нас прошла литературная гостиная «По дорогам немецких сказок»!
После окончания школы хочу стать переводчиком.
Воронова Екатерина:
Очень нравятся уроки английского языка у Марины
Владимировны Сопильняк. На уроках всегда позитивная атмосфера.
Жаль, что урок такой короткий, хотелось бы, чтобы английский длился весь день.
Тщательная отработка фонетики, «разложенный по полочкам» грамматический
материал, тестовая система проверки знаний - стиль работы Марины Владимировны.
А еще моя любимая учительница тактична, доброжелательна, с великолепным
чувством юмора.
Шелехова Валерия:
С учителем английского языка мне очень повезло. Татьяна Александровна
Важенина не только прекрасно знает английский язык, она научила нас понимать,
уважать и любить свой предмет. Все уроки с «изюминкой», к ним нельзя не
готовиться. Татьяна Александровна -
добрый, отзывчивый, понимающий учитель, с ней можно решить любые вопросы,
поделиться чем-то личным. Она прислушивается к нашей точке
зрения. Благодаря Татьяне Александровне моя будущая профессия будет связана с
иностранными языками.
|