Четверг, 25.04.2024, 02:16
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "СОШ № 8"

Категории раздела
ФГОС [38]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 238
Мини-чат

200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » ФГОС » ФГОС

Т. В. Новикова "Метапредметные результаты в начальной школе"

 Метапредметные результаты в начальной школе

 

 

    Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников будет не только  высокий уровень знаний, но и высокий уровень сформированности метапредметных результатов? Как практически совместить формирование предметных результатов и формирование метапредметных результатов за то же время, с той же программой?

Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.

Учителя сталкиваются с ситуацией, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач. Таким образом, для повышения качества знаний по предметам необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД), необходимо показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.

    ФГОС  НОО: Глава II, пункт 9,11

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования:

метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий
(УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.
   Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

   Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет УМК
(«Планета Знаний», «Перспектива», «Школа России» «Школа -2100»),
т.е. всех учебных предметов базисного плана.
      Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

     К регулятивным универсальным учебным действиям относится:
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации(1уровень);
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок (2 уровень);
- навыки саморегуляции (3 уровень).

     К коммуникативным УУД:
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

    К познавательным УУД:
- способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи (1 уровень);
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (2 уровень);
- проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач (3 уровень) .

    В основе формирования метапредметных результатов лежит ключевая компетенция -
«умение учиться», которое - предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции), то есть совокупность способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений).

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
-
решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений.

   Методы оценочной деятельности:

  • наблюдение,
  • тестирование,
  • практические работы,
  • рисунки.

Может оцениваться сформированность умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
Формы оценки:
-
индивидуальные, групповые, фронтальные;
- устный и письменный опрос. 

Методы контроля:

  • наблюдение,
  •  проектирование,
  • тестирование.

Инструментарий контроля:

  • лист самооценки,
  • задания, отражающие формирование УУД,
  • карта наблюдений, тест,
  • мониторинг.

     Лист самооценки
Конец урока
Название предметов.
Знаю все
Знаний стало больше
Ничего нового не узнал
Могу рассказать другим
   Устная самооценка
Сегодня на уроке:
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Могу похвалить себя за то, что…
Больше
всего мне понравилось…
Мне показалось важным…
Для меня было открытием то, …

         Для формирования личностных УУД   используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.
Для формирования регулятивных УУД   подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например  с выводом в рамке.
Для формирования коммуникативных УУД  предлагаются задания для работы в паре, группе.
Для формирования познавательных УУД  подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

 

Карта наблюдения за развитием

универсальных учебных действий (УУД)

 в начальной школе
Фамилия, имя учащегося ____
______________________________
 

УУД

Учебный год

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

 

 

 

Личностные

Внутренняя позиция школьника

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

 

М отивация учебной деятельности

 

 

 

 

Соблюдение правил поведения в школе и общественных местах

 

 

 

 

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

 

 

 

 

Умение выделить нравственный аспект поведения

 

 

 

 

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

 

 

 

 

Регулятивные

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

 

 

 

 

Умение сохранять  учебную задачу

 

 

 

 

Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого

 

 

 

 


 
Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.
 

Оценка метапредметных результатов
Модель системы оценки достижений метапредметных результатов в начальной школе.

 
Она включает в себя несколько этапов:
Организационный момент.
Актуализация знаний (мотивационный момент).
Целеполагание (метод исследования, групповая фронтальная работы).

Планирование.
Реализация плана.
Контроль и оценка.
Итог урока. Рефлексия.


                                        ИТОГОВАЯ РАБОТА

по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»  
                                     Содержание
                   1.Пояснительная записка.
                   2.Контрольная работа.
                   3.Критерии оценки.  
 

Пояснительная записка

Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе: системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

умение учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

обобщенных способов деятельности;

коммуникативных и информационных умений.

В связи с этим к итоговым работам по математике и русскому языку добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Её целью является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»,  т. е. оценка способностей выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

Цель предлагаемой контрольной работы – оценка уровня подготовки выпускника начальной школы по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Особое внимание уделяется экспертизе умения обучающихся работать с незнакомым текстом. 

Порядок проведения контрольной работы 

К каждому заданию теста дано несколько вариантов ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий надо указать номер верного проведения ответа. Все задания примерно равнозначны по сложности. Необходимо предоставить каждому ученику текст работы, дополнительный лист и черновик. Все необходимые записи для выполнения заданий делаются на дополнительном листе. Рассчитана контрольная работа на 40-45 минут.

                              Акимушкин И.И.

«У кого язык длиннее тела»

Прочитай текст

У жирафы длинный язык — захлестнёт жирафа листья языком, словно петлёй, и обдирает их.

У муравьеда язык тоже длинный. Он язык свой в муравейник положит и ждёт. Когда муравьи весь язык облепят, муравьед его в рот тянет вместе с муравьями.

Языки у жирафы и муравьеда хоть и длинные, но не длиннее самих зверей.

У кого же язык длиннее тела?

У хамелеона.

Живёт он в жарких странах и ловит насекомых языком. Увидит муху медленно-медленно начнёт к ней подбираться. Одним глазом смотрит хамелеон на муху, а другим по сторонам, чтобы самого враги не захватили врасплох. Подберётся хамелеон к мухе поближе и стреляет языком. Ещё недавно учёные думали, будто мухи прилипают к языку хамелеона. Но выяснилось, что не так дело обстоит. Язык хамелеона, оказывается, не клеевая, а пневматическая ловушка.

Добычу удерживает маленькая присоска на конце языка.

Прикоснётся язык к мухе — она и попалась! Через четверть секунды язык уже в рот возвращается и тянет за собой муху.

Хамелеон длиной сантиметров в двадцать может достать языком муху, которая сидит на расстоянии тридцати сантиметров от его носа.

Вот какой у него язык — в полтора раза длиннее тела!

 

1) Определить жанр текста:

а) рассказ                 в)   научно-познавательный

б) сказка                   г) легенда

1 балл

2) Раздели текст на части и озаглавь каждую одним словом.

Ответ:___________________________________________________

2 балла

  1. Выясни значение каждого слова

захлестнет

подбираться

врасплох

3 балла

4) У кого язык превращается в петлю:

а) у жирафы

б) у муравьеда

в) у хамелеона

1 балл

5) У кого язык является «тарелкой»?

Ответ:___________________________________________________

1 балл

6) Чей язык называют «пневматической ловушкой»?

Ответ:___________________________________________________

1 балл

7) Чей язык длиннее:

а) муравьеда

б) хамелеона

в) жирафы

1 балл

               8) Заполни таблицу «Кто, чем питается»:

листьями                               насекомыми

1 балл

9) Кто одновременно охотится и защищает себя?

Ответ:___________________________________________________

1 балл

10) Найди и спиши отрывок об охоте хамелеона:

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

1 балл

 

11) Составь и запиши предложение о муравьеде.

________________________________________________________

________________________________________________________

1 балл  

12) Запиши количество звуков и букв:

Язык- ___________________________________________________

Листья- _________________________________________________

2 балла

13) Выпиши 3 слова, укажи грамматические признаки:

Существительное___________, нач. форма___________, род____,            склонение_____, число______, падеж______ .
Прилагательное_______________, нач. форма_________________,                     число______, род в ед.ч._____, падеж _______.
Глагол ______________, нач. ф. ______________, спряжение______,           лицо ____, время _______, число _____, род в прош.в. ед. ч._______.

3 балла

14) В словосочетании найди существительное, в котором нужно дописать окончание «-е».

Обведи букву около выбранного тобой ответа.

а) достать язык-                                               б) смотрит по сторон-

в) подберется к мух-                                       г) прилипают к язык-

1 балл

15) Выпиши из текста по одному слову на каждое правило.

Орфограмму подчеркни.

Безударная гласная в корне слова-

Безударная гласная в окончании имен прилагательных-

Безударная гласная в приставке-

Безударная гласная в окончании глагола-                                       4 балла

16) Соедини стрелками кто, чем питается:

Жирафа                                              Муравьи

Муравьед                                            Мухи

Хамелеон                                            Листья

1 балл

17) Выпиши из текста числительные

Ответ:___________________________________________________

1 балл

18) Кто поглощает пищу меньше, чем за секунду?

Ответ:___________________________________________________

1 балл

19) Найди длину языка хамелеона, если он в полтора раза длиннее тела?

Ответ:___________________________________________________

1 балл

20) Сколько мух поймает хамелеон за 1с? За 1мин?

Ответ:___________________________________________________

2 балла

21) Какое животное произвело на тебя самое большое впечатление?

Ответ:_________________________________________________

1 балл

                                        Критерии оценки.

За выполнение работы выставляются две оценки: тестовый балл и аттестационная отметка. Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы. Верный ответ оценивается в 1 балл, неверный – в 0 баллов. Сумма баллов, полученных за выполнение всех заданий по данному учебному предмету, составляет тестовый балл. Аттестационная отметка за усвоение каждого учебного предмета выставляется по пятибалльной шкале, в соответствии с тестовым баллом.

       31 балл – 100% - «5»

       22 балла – 70% - «4»

       15 баллов – 50% - «3»

        Меньше 15 баллов – «2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: ФГОС | Добавил: Admin8 (13.11.2014)
Просмотров: 24457 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск