«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский
философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том
числе и образование, периодически требуя
его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти»
нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности
неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому
введение новых образовательных стандартов
- это веяние времени.
Процесс работы над внедрением
новых стандартов ООО в школе
начался еще в прошлом учебном году и
осуществлялся через изучение нормативно - правовой базы
федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО, формирование
рабочей группы по введению ФГОС, составление основной образовательной программы
образовательного учреждения, создание плана методической работы по внедрению
ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению
реализации ФГОС ООО, информирование родителей всех ступеней о подготовке к
переходу на новые стандарты.
В марте 2012 года в соответствии с приказом
директора школы была организована рабочая группа с целью создания плана работы
по внедрению ФГОС второго поколения. В план работы по внедрению ФГОС были
включены следующие вопросы:
1. изучение методических материалов ФГОС второго
поколения;
2. разработка основной образовательной программы
основного общего образования;
3. разработка рабочих учебных программ по предметам
учебного плана;
4.
разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
5. ознакомление и обсуждение ФГОС второго поколения с родителями;
6. изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС
второго поколения для его реализации;
7. разработка системы мониторинга достижения основных
планируемых результатов образования;
8.
создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих
деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения
ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность
учителей;
Таким
образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго
поколения на первом этапе были решены следующие задачи:
дополнена нормативно-правовая база школы локальными
актами (Положение о рабочей учебной программе по предметам основного общего
образования на основе требований ФГОС второго поколения; Об учебном кабинете в
соответствии с требованиями ФГОС второго поколения; внесены изменения в
должностные инструкции классного руководителя, заместителя директора по УР в
части организации деятельности по внедрению ФГОС второго поколения), на
родительских собраниях будущих пятиклассников доведены до родителей цели и
задачи ФГОС второго поколения; проведен опрос родителей с целью изучения
запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время; скорректирован
план методической работы, основная деятельность ее направлена на изучение
методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС второго поколения, и
разработку программ; включены в план методического совета школы мероприятия по
методическому сопровождению деятельности учителей, разрабатывающих рабочие
учебные программы;
Второй
этап: изданы ряд приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках
внедрения ФГОС, разработана Программа внеурочной деятельности на ступени
основного общего образования.
При реализации первого и второго этапов
достаточно непростая ситуация сложилась при создании нормативно-правовой базы
данной образовательной реформы. Были изданы документы федерального уровня с обозначенными
идеями и направлениями, такие как: Фундаментальное ядро содержания общего
образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, но не были разработаны образовательные программы
ОУ, рабочие программ по учебным предметам и внеурочной деятельности,
соответствующих условиям конкретной школы. Однако рабочая группа педагогов
школы за короткий срок вполне успешно справилась с данной проблемой. Кропотливо
изучив большое количество научно-методической литературы серии «Стандарты
второго поколения», администрация школы, педагоги разработали и подготовили к
работе все нормативно-правовые документы в соответствии с требованиями ФГОС основного
общего образования. Тем самым обеспечили плавный переход к организации
учебно-воспитательного процесса в новых условиях. Внушительным результатом
работы педагогов в этом плане была разработка и модификация программ внеурочной деятельности по пяти направлениям:
спортивно-оздоровительному, общекультурному, общеинтеллектуальному,
духовно-нравственному, социальному.
Педагогический
коллектив нашей школы более десяти лет реализовывает программу развития
личности школьника. Школа не может не гордиться достигнутыми результатами в
образовательном процессе. Вместе с тем, введение ФГОС второго поколения
кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть
содержание основного образования и его образовательный результат. Новым для
нас, учителей, стало понятие «универсальные учебные действия». Как развивать
ученика нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и
поступки учителя – взрослого человека – стало самой серьёзной проблемой для
администрации и педагогов школы.
Третий этап – реализация ООП ООО.
В своем сообщении я остановлюсь на программе
внеурочной деятельности. Организована внеучебная деятельность обучающихся с
учётом пожеланий родителей и самих пятиклассников силами школы и во
взаимодействии с учреждениями дополнительного образования: спортивная школа олимпийского
резерва, станция юных техников, дом детского творчества, детская музыкальная
школа, Ржевская центральная библиотека,
библиотека детского и семейного чтения, Дворец культуры, выставочный зал. Разработана система
коллективных творческих дел и циклы классных часов для 5-ых классов по основным
направлениям внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго
поколения (Дни здоровья, экскурсии и учебные экспедиции, акции «Чистый город», «Зеленая аллея
памяти», «Доброе дело», выставки технического творчества («Золотая осень»,
«Рождественская звезда», «Пасхальная»), Пушкинские осенние праздники; Вахта
Памяти и уроки мужества; конкурсы «Лучший санитарный пост», «Безопасное
колесо»; военно-патриотическая игра «Зарница»; долгосрочный проекты «Моя малая
Родина» и «Третьяковская галерея»; предметные недели;)
На выбор обучающимся предложены
следующие программы: «Зеленая лаборатория», «Праздник каждый день», «Мир
волшебной сказки», «Наполним музыкой сердца», «Умелые руки», «Юный краевед»,
«Меняйтесь, но оставайтесь собой», «Тропинки здоровья», «Наш маленький театр».
Кроме того, ученики с удовольствием участвуют в городских мероприятиях,
конкурсах и олимпиадах.
В условиях введения ФГОС
ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной
практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима
мотивационная и методическая готовность
учителей школы. С этой целью в общей
системе методической работы мы
продумали блок мероприятий по
сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
В сентябре 2012 года составлен и утвержден план методической работы, сопровождающий
переход на ФГОС ООО.
Основной
целью методической работы является:
-
создание
модели методического сопровождения перехода школы на новые федеральные
государственные образовательные стандарты, создание условий для реализации ФГОС
нового поколения в школе, обеспечение профессиональной готовности педагогических
работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного
профессионального развития.
Были определены приоритетные задачи:
•
создать и
актуализировать нормативную базу введения ФГОС основной школы,
•
создать
методическое обеспечение введения ФГОС основной школы,
•
обеспечить
преемственность методических и учебно-методических разработок федерального,
регионального и муниципального уровней,
•
разработать
дополнительные образовательные модульные программы, ориентированные на
повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам введения ФГОС ООО,
•
обеспечить
повышение профессиональной компетенции
педагогических работников по вопросам ФГОС,
•
разработать
систему мониторинга реализации проекта
«Методическое сопровождение введения ФГОС основной школы».
Считаем, что на этапе введения нового ФГОС в
образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности педагогов
является проект. Именно проект позволяет включить всех учителей в коллективную
творческую деятельность по освоению нового. Нами был разработан проект
методической работы школы «Программа организации методической работы в школе в
связи с переходом на новые ФГОС».
Старт проекту дал
педагогический совет «Концепция образовательных стандартов второго поколения:
традиции и инновации», на котором педагоги школы объединились в творческие
группы для работы над проектом (ни один
учитель при этом не остался в стороне от проектной деятельности).
Методическое
сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с
другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп
(творческие, рабочие, по интересам). При
этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:
-
изучение
профессиональных проблем, потребностей педагогов;
-
предоставление
возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения
мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других
формах методической работы, возможность самому педагогу предложить
индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно.
Примером может служить тот факт, что все учителя прошли модульные дистанционные
курсы повышения квалификации «Навыки профессиональной и личной эффективности» в
рамках проекта «Школа цифрового века», постоянно участвуют в вебинарах
издательств «Дрофа» и «Просвещение», публикуют свои работы в различных изданиях
и на федеральных сайтах. В последнем номере психолого-педагогического журнала
«Кафедра», издаваемом Тверским институтом усовершенствования учителей
опубликована статья директора школы и учителя английского языка «Реализация
идей образовательных стандартов нового поколения в обучении иностранным языкам».
Все формы методической
работы в нашей школы можно условно разделить на
организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные.
Традиционными формами работы в школе являются:
-
тематические
методические и педагогические советы;
-
тематические
заседания ШМО, микрогрупп;
-
диагностика,
педагогический мониторинг;
-
индивидуальная
работа;
-
аттестация;
-
самообразование
педагогов;
-
семинары
- практикумы;
-
педагогические
лектории;
-
открытые
уроки;
-
взаимопосещение
уроков;
-
предметные
недели;
-
творческие
отчеты;
-
групповые
и индивидуальные консультации;
-
практикумы
по конструированию уроков;
-
информирование
и обсуждение методических новинок;
-
презентация
методических наработок.
Можно
выделить следующие ключевые темы методической работы по методическому
сопровождению введения ФГОС:
-
реализация
национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в
деятельности школы, в работе учителя-предметника, классного руководителя,
обновление содержания и технологий образования в контексте введения ФГОС;
-
современный
урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная деятельность:
специфика, способы организации, измерение результативности;
-
технология
оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования,
совершенствование преподавания, подготовка к ГИА и ЕГЭ;
-
ознакомление
с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми
для успешного решения задач ФГОС;
-
мониторинг
процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность
воспитательного процесса в школе.
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его
профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог
должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями;
эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам,
мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и
профессиональному развитию.
Таким образом, целенаправленная система
методической работы по сопровождению ФГОС ООО на этапе подготовки обеспечивает
создание необходимых условий для его внедрения и реализации.
Есть
заметные изменения профессиональной
компетенции учителей школы:
-
положительная
мотивация заметно растет;
-
все
учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;
-
повысилось
методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;
-
создана
действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС.
Образовательные
стандарты второго поколения предусматривают новые подходы к системе оценивания
обучающихся.
Для организации мониторинга сформированности как
предметных, так и универсальных учебных действий и учителям и администраторам
необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к
определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий.
Результаты опроса учителей показывают, что, несмотря на значительную
подготовительную работу к введению ФГОС: участие в эксперименте по модернизации
структуры и содержания общего образования, 100% курсовую переподготовку,
организованное тьюторское сопровождение, именно вопросы формирования и оценки
УУД являются для них наиболее сложным.
Анкетирование учителей 5
классов нашей школы в январе 2013 года выявило, что в выделении и анализе
заданий, направленных на УУД затрудняются 40% респондентов, а в определении уровня
сформированности УУД школьников
испытывают затруднения все учителя. Это связано с тем, что единая диагностика
предметных, тем более личностных и метапредметных результатов, долгое время
была практически не разработана. Поэтому первоначально нам нужно было
разобраться с тем, как устроена система оценки образовательных достижений,
насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную
связь обеспечивает, насколько она информативна и включает учащихся в
самостоятельную оценочную деятельность.
Новые стандарты
ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и
результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение
обязательного минимума содержания образования, на что были ориентированы
стандарты 1 поколения, а овладение системой учебных действий с изучаемым
учебным материалом.
В процессе оценки
используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:
метапредметные и предметные стандартные письменные и устные работы, проекты,
практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения.
Особое место, среди них, занимают итоговые предметные и комплексные проверочные
работы. Для индивидуализации образования недостаточно этих стандартизированных
работ. Учитель должен сам научиться разрабатывать подобные задания. Только
вникнув в суть алгоритма составления работы можно понять, как ее содержание
формирует и проверяет УУД.
Если для проведения стартовой диагностики пятиклассников мы ориентировались на
проверочные работы Московского центра качества образования, то для итогового
тестирования школьников в конце 5 класса приказом директора создана рабочая
группа по организации, проведению и анализу комплексной проверочной работы на
межпредметной основе, направленной на оценку сформированности познавательных,
регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и
учебно-практических задач, основанных на работе с текстом.
Разработка инструментария для итоговой оценки включает следующие этапы: планирование итоговой работы; разработка
заданий; конструирование проверочной работы; разработка рекомендаций по оценке
заданий и работы в целом; подготовка инструкций по проведению работы. В данный
момент мы разрабатываем задания комплексной проверочной работы (за основу взяли
тексты известного журналиста и писателя Василия Пескова).
Также для оценки уровня
сформированности метапредметных результатов 24 мая в День славянской
письменности и культуры в школе будет проведен День учебных проектов (это пока
условное название). Успех в современном мире во
многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект:
определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые
ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь
поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей
стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в
политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом
мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления
с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. В январе
школьники и их родители были информированы об учебной проектной деятельности,
учителя предложили школьникам темы проектов, школьники выбрали тему и учителя.
Классные руководители проследили, чтобы все ученики участвовали в проектной
деятельности. Для 5 класса мы предлагаем участие не только в индивидуальных
проектах, но и в парных и групповых. При выборе тем проектов учителя прежде
всего обращали внимание на знаменательные и юбилейные даты 2013 года.
Текущий мониторинг происходит
с помощью таблицы образовательных результатов,
которые размещаются в «Рабочем журнале учителя». «Рабочий журнал учителя» - это
блокнот для рабочих записей. Он необходим для фиксации и хранения информации о
динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном
классном журнале. В таблицах отметки выставляются в графу того действия
(умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Отметки
выставляются по 5-ти бальной системе.
Кроме
того, в 3 четверти проходит так называемый экспериментальный мониторинг, задачами
которого являются своевременно
обнаружить успешность или неуспешность учения и в зависимости от обнаруженных
результатов строить дальнейшую обучающую деятельность, достижение эффективности
в планировании учебного материала.
Выводы по итогам этого учебного года:
- опыт
внедрения ФГОС второго поколения показал, что концептуальные идеи и
прописанные пути реализации федерального государственного стандарта
второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной
системой;
- материально-технические
возможности школы (использование ИКТ технологий) позволяют
организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно:
каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт
общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;
- много
внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности;
дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации,
интерпретации её, представления своих проектов;
- наблюдения
за пятиклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше
говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто
воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют
рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре;
показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение
учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою
деятельность на уроке;
·
наблюдения
за работой учителя на уроках свидетельствуют о том, что учитель обладает
определенным уровнем методической подготовки, выстраивает учебный процесс по
принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными
информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.
Вскрылись и определенные
проблемы при апробации ФГОС ООО.
В части материально-технического обеспечения:
- в
здании школы не хватает учебных
кабинетов для организации внеурочной деятельности
В части
информационно-методического обеспечения:
- требуется
совершенствование ресурсного потенциала: кадрового,
программно-методического;
Введение ФГОС основного
общего образования выявило некоторые проблемы
кадрового характера:
·
сложившаяся
за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение
новых форм и технологий;
·
реализация
проектной деятельности требует от педагога владение в совершенстве приемами,
технологиями метода проектов;
В части оценочной
деятельности и диагностики:
- отсутствие
диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий
осложняет деятельность учителя;
- работа
по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна
совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями
Проблем много. Они решаемы. Главное
не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные,
методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата,
если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная,
информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта.
Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут
стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
В
заключении хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных
разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если
превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке,
то он превратится в тормоз».
|