Школа и
нравственное воспитание школьника
Нравственность
- понятие,
характеризующее и общество в целом, и личность. Сколько бы мы не говорили о
современном кризисе нравственности в нашем социуме, никогда не стоит забывать:
общество - это совокупность личностей. Только личность ценою собственных усилий
может добиться успехов в нравственном самостроительстве, а педагог, семья,
близкие люди - помочь ей в этом.
Что же касается личности школьника, то "отношение к
себе" как личностно-значимое переживание - это рефлексия, то есть
бескомпромиссный критический самоанализ в контексте "я и другие", и
внутренняя устремлённость на идею нравственной самокоррекции,
самосовершенствования.
Рефлексия - это не завершающий процесс, самодвижение через волевые
усилия к самовоспитанию.
Понятие "нравственное
воспитание" всеобъемлющее.
Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому
выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную
систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что её
системообразующий признак - нравственное воспитание. Анализ его трудов и
практического опыта даёт основания утверждать, что сердцевина нравственного
воспитания - развитие нравственных чувств личности.
Что побуждает
человека к нравственным поступкам?
Его сознание, его убеждения. И то, и другое - мощный мотив
активности. Человек сознательный - поступающий "по знанию",
" со - звучно"
внешним требованиям и совести. С другой стороны, нравственные убеждения - не,
что иное, как синтез знаний о должном и нравственном, чувств, то есть нравственных
переживаний и поступков - нравственного ценного поведения. В этой триаде,
именно чувства - центральное связующее звено.
Итак, в фокусе нашего внимания эмоциональный
фактор.
"Фактор - существенное обстоятельство в каком-нибудь
процессе, явлении".
Под эмоциональным фактором процесса нравственного воспитания
следует понимать эмоции, оказывающие существенное мотивирующее влияние на его
результативность. Эмоциональный фактор в воспитании - одно из необходимейших
слагаемых его эффективности, о чём свидетельствуют анализ опыта классической и
современной педагогики.
Естественно, речь идёт о положительных эмоциях, которые, будучи
самоценностью, выполняют в нравственном развитии личности побуждающие функции.
"Тенденции самосохранения реализуются главным образом с
помощью отрицательных эмоций, тенденции развития требуют участия
положительных" (Симонов П.В.)
Вместе с тем отрицательные переживания личности, связанные с
угрызениями совести, чувством стыда часто становятся стимулом переоценки
ценностей, корректировки поведения. Недовольство собой, раскаяние, чувство
вины, как негативные нравственные переживания личности, могут возникнуть
спонтанно, а могут быть вызваны косвенными педагогическими средствами.
В любых возрастных группах предпочтение отдаётся тем видам
коллективной деятельности, которые предполагают нестандартный, творческий
подход к её организации. Эмоциональные компоненты творчества - игра,
соревнование, искусство.
Приведём пример наиболее часто повторяющиеся мотивы предпочтений
учащихся (по результатам проведённого анализа анкетирования учащихся):
А) интерес;
Б) радостная, дружеская атмосфера общения;
В) пример педагога;
Г) сотрудничество;
Д) успех.
Есть все основания полагать, что именно эти мотивировки являются
слагаемыми эмоциональной отзывчивости школьников в организованном педагогом
процессе воспитания.
Нравственные ценности "усваиваются переживанием, а не
логическим пониманием". М.С. Каган.
Школьники не могут руководствоваться только рационалистическими
идеями. Детство, отрочество, юность всегда эмоционально.
Поэтому всё то, что не задевает чувств, оказывается не только
нейтральным в воспитательном отношении, но иногда и вредным.
Необходимо взять на вооружение современных технологий воспитания
актуальные потребности школьников в заинтересованном общении, творческой
деятельности, признании достоинств личности, чувстве эмоционального комфорта.
Решение задач нравственного воспитания обязательно должно опираться на
эмоциональный отклик. Вызывать эмоциональный отклик - это значит стимулировать
нравственное переживание, связанное с внутренним принятием нравственно ценной
идеи.
Воспитание -
двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых.
А если речь идёт о взаимодействии, школьник уже не только объект
воспитания. Хорошо, если школьник просто не замечает педагогических
воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился,
потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник - уже
субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность,
следование которой строго обязательно.
Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении,
сотрудничестве, становится для школьников значимым и привлекательным, а потому
и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий:
- опирается на положительные возрастные потребности и,
создающие "эффект актуальности";
- обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности,
организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её
участников;
- создаёт атмосферу эмоционально-волевого напряжения,
ведущего к успеху;
- утверждает радостный мажорный стиль жизни детского
коллектива и каждой личности;
- заботится о создании атмосферы доброжелательного
взаимопонимания;
- учитывает положительное воздействие общественного мнения
(интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения
Человеку необходимо быть в ладу с самим собою, со своей совестью,
а совесть - это нравственное чувство.
У каждого человека оно достигает определённого уровня развития от
самого мизерного, почти незаметного, до огромного, подобного солнцу с яркими
лучами, идущими от сердцевины, - светлой, чистой совести. Это такие внутренние
человеческие проявления и переживания, как чувство стыда, справедливости, чести
и достоинства; чувство долга и ответственности; чувство уважения, дружбы и
любви. И, конечно же, это широкая палитра гуманных чувств - сострадания,
чувство отзывчивости, такта, порядочности, деликатности.
Учителя нашей школы уделяют большое внимание воспитанию гуманного
отношения к нуждающимся в помощи, терпимости и милосердия к больным и слабым.
Ежегодно в школе проводятся такие мероприятия как:
- День пожилого человека;
- День матери.
Благотворительные акции:
- Помощь ветеранам Великой
Отечественной войны;
- Помощь детям-сиротам.
Но что же такое
нравственные чувства?
Это переживания, связанные с нравственными проявлениями личности:
её отношение к Родине, труду, другим людям, к себе .
В стенах школы уже стали традиционными поздравления ветеранов
Великой Отечественной войны:
Говорим ли мы о необходимости "научить",
"воспитать", "привить" и всё равно приходим к одному и тому
же - это можно выполнять, только имея высококвалифицированных педагогов. Без их
наличия решить задачу невозможно.
В большей мере действенность нравственного воспитания определяется
личным примером самого педагога.
В своей работе стараюсь следовать следующим заповедям:
- люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе;
- воспитание без уважения - подавление;
- говори, что знаешь, делай, что умеешь, при этом
помни, что знать и уметь больше никогда не вредно;
- не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть
системным.
Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать
формируется из многих слагаемых, и в частности, зависит от степени его
компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с
детьми.
Очень многое зависит от нравственного пространства и
психологического климата в котором формируется ребёнок.
На мой взгляд немаловажен и тот факт, что школа в которой я
преподаю на протяжении последних лет работает над единой методической темой:
"Развитие личности школьника и повышение качества образования
в условиях психологического комфорта".
Проводимая работа в данном направлении и результаты опросов
учащихся и педколлектива свидетельствуют о высоком уровне психологического
комфорта, что в свою очередь благотворно влияет на развитие при таких условиях
нравственно-устойчивой личности.
У педколлектива школы за последние 3 года уровень комфортности
вырос с 62% до 78 %.
У учащихся начальных классов с73 % до 87 %.
Педагоги при тесном взаимодействии с семьёй, с общественностью
призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы
повседневной жизни.
Неотъемлемой частью жизни школьного коллектива стали Недели
нравственности. Во время которых проходят различные мероприятия по параллелям:
- "Азбука нравственности";
- "Изучаем правила поведения";
- "О добром отношении к людям";
- "Мой труд дома" и т.п.
- классные часы, посвящённые толерантности.
(Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и
способность к установлению и поддержанию общения с людьми.)
Выставка лучших сочинений: "Моя Родина-Россия",
"Моя семья",
"Мой класс", "Наше творчество".
Выставка лучших творческих работ учащихся начальной школы.
Участвуя в коллективных творческих делах, учащиеся приучаются
оценивать поведение товарищей и своё собственное в соответствии с нравственными
критериями.
Нравственное начало пронизывает все виды деятельности: учебный
процесс, внеклассную работу. Поэтому нравственное воспитание в школе является
существенным аспектом любого раздела воспитания.
Учителя начальных классов уже несколько лет плодотворно работают в
тесном сотрудничестве с педагогом-психологом. Так с момента поступления ученика
в начальную школу и до её окончания учитель работает с программой развития
личности школьника. Где можно отследить изменения в развитии и принять своевременные
меры, если в таковых возникает необходимость. Систематически проходятся
психолого-педагогические консилиумы по преемственности в обучении школьников.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как
целостный процесс. Результатом этого процесса является формирование нравственно
цельной личности.
Материалы наблюдений показывают, что деятельность учителей и
учащихся, одухотворённых идеей наилучшего обустройства России приобретает всё
более чёткую направленность.
Разрабатывая и утверждая модель выпускника мы стремились учесть
то, что ученики начальной школы по её окончанию должны обладать не только
прочной базой знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную
школу, но и должны развиваться, как личность, умеющая решать задачи обучения и
воспитания. О чём сказано и в Концепции модернизации Российского образования и
является одним из условий повышения качества общего образования.
Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и
нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не
первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго
воспитания. То рухнет даже могущественное государство.
"Гуманизация процесса воспитания - основополагающая идея;
солнце, вокруг которого вращаются все другие "планеты" - содержание,
принципы, формы, методы, технологии."
В свете новых социальных требований к системе российского
образования. Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим
фактором гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных
установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди.
|