Вторник, 25.02.2020, 13:15
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "СОШ № 8"

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Мини-чат

200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая копилка

А. П. Виноградова "Школа и нравственное воспитание школьника"

Школа и нравственное воспитание школьника

Нравственность - понятие, характеризующее и общество в целом, и личность. Сколько бы мы не говорили о современном кризисе нравственности в нашем социуме, никогда не стоит забывать: общество - это совокупность личностей. Только личность ценою собственных усилий может добиться успехов в нравственном самостроительстве, а педагог, семья, близкие люди - помочь ей в этом.

Что же касается личности школьника, то "отношение к себе" как личностно-значимое переживание - это рефлексия, то есть бескомпромиссный критический самоанализ в контексте "я и другие", и внутренняя устремлённость на идею нравственной самокоррекции, самосовершенствования.

Рефлексия - это не завершающий процесс, самодвижение через волевые усилия к самовоспитанию.

Понятие "нравственное воспитание" всеобъемлющее. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что её системообразующий признак - нравственное воспитание. Анализ его трудов и практического опыта даёт основания утверждать, что сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности.

Что побуждает человека к нравственным поступкам?

Его сознание, его убеждения. И то, и другое - мощный мотив активности. Человек сознательный - поступающий "по знанию", " со - звучно" внешним требованиям и совести. С другой стороны, нравственные убеждения - не, что иное, как синтез знаний о должном и нравственном, чувств, то есть нравственных переживаний и поступков - нравственного ценного поведения. В этой триаде, именно чувства - центральное связующее звено.

Итак, в фокусе нашего внимания эмоциональный фактор.

"Фактор - существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении".

Под эмоциональным фактором процесса нравственного воспитания следует понимать эмоции, оказывающие существенное мотивирующее влияние на его результативность. Эмоциональный фактор в воспитании - одно из необходимейших слагаемых его эффективности, о чём свидетельствуют анализ опыта классической и современной педагогики.

Естественно, речь идёт о положительных эмоциях, которые, будучи самоценностью, выполняют в нравственном развитии личности побуждающие функции.

"Тенденции самосохранения реализуются главным образом с помощью отрицательных эмоций, тенденции развития требуют участия положительных" (Симонов П.В.)

Вместе с тем отрицательные переживания личности, связанные с угрызениями совести, чувством стыда часто становятся стимулом переоценки ценностей, корректировки поведения. Недовольство собой, раскаяние, чувство вины, как негативные нравственные переживания личности, могут возникнуть спонтанно, а могут быть вызваны косвенными педагогическими средствами.

В любых возрастных группах предпочтение отдаётся тем видам коллективной деятельности, которые предполагают нестандартный, творческий подход к её организации. Эмоциональные компоненты творчества - игра, соревнование, искусство.

Приведём пример наиболее часто повторяющиеся мотивы предпочтений учащихся (по результатам проведённого анализа анкетирования учащихся):

А) интерес;

Б) радостная, дружеская атмосфера общения;

В) пример педагога;

Г) сотрудничество;

Д) успех.

Есть все основания полагать, что именно эти мотивировки являются слагаемыми эмоциональной отзывчивости школьников в организованном педагогом процессе воспитания.

Нравственные ценности "усваиваются переживанием, а не логическим пониманием". М.С. Каган.

Школьники не могут руководствоваться только рационалистическими идеями. Детство, отрочество, юность всегда эмоционально.

Поэтому всё то, что не задевает чувств, оказывается не только нейтральным в воспитательном отношении, но иногда и вредным.

Необходимо взять на вооружение современных технологий воспитания актуальные потребности школьников в заинтересованном общении, творческой деятельности, признании достоинств личности, чувстве эмоционального комфорта. Решение задач нравственного воспитания обязательно должно опираться на эмоциональный отклик. Вызывать эмоциональный отклик - это значит стимулировать нравственное переживание, связанное с внутренним принятием нравственно ценной идеи.

Воспитание - двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых.

А если речь идёт о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Хорошо, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник - уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно.

Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для школьников значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий:

  • опирается на положительные возрастные потребности и, создающие "эффект актуальности";
  • обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников;
  • создаёт атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;
  • утверждает радостный мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности;
  • заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания;
  • учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения

Человеку необходимо быть в ладу с самим собою, со своей совестью, а совесть - это нравственное чувство.

У каждого человека оно достигает определённого уровня развития от самого мизерного, почти незаметного, до огромного, подобного солнцу с яркими лучами, идущими от сердцевины, - светлой, чистой совести. Это такие внутренние человеческие проявления и переживания, как чувство стыда, справедливости, чести и достоинства; чувство долга и ответственности; чувство уважения, дружбы и любви. И, конечно же, это широкая палитра гуманных чувств - сострадания, чувство отзывчивости, такта, порядочности, деликатности.

Учителя нашей школы уделяют большое внимание воспитанию гуманного отношения к нуждающимся в помощи, терпимости и милосердия к больным и слабым.

Ежегодно в школе проводятся такие мероприятия как:

- День пожилого человека;

- День матери.

Благотворительные акции:

- Помощь ветеранам Великой Отечественной войны;

- Помощь детям-сиротам.

Но что же такое нравственные чувства?

Это переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: её отношение к Родине, труду, другим людям, к себе .

В стенах школы уже стали традиционными поздравления ветеранов Великой Отечественной войны:

Говорим ли мы о необходимости "научить", "воспитать", "привить" и всё равно приходим к одному и тому же - это можно выполнять, только имея высококвалифицированных педагогов. Без их наличия решить задачу невозможно.

В большей мере действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого педагога.

В своей работе стараюсь следовать следующим заповедям:

  • люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе;
  • воспитание без уважения - подавление;
  • говори, что знаешь, делай, что умеешь, при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно;
  • не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать формируется из многих слагаемых, и в частности, зависит от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми.

Очень многое зависит от нравственного пространства и психологического климата в котором формируется ребёнок.

На мой взгляд немаловажен и тот факт, что школа в которой я преподаю на протяжении последних лет работает над единой методической темой:

"Развитие личности школьника и повышение качества образования в условиях психологического комфорта".

Проводимая работа в данном направлении и результаты опросов учащихся и педколлектива свидетельствуют о высоком уровне психологического комфорта, что в свою очередь благотворно влияет на развитие при таких условиях нравственно-устойчивой личности.

У педколлектива школы за последние 3 года уровень комфортности вырос с 62% до 78 %.

У учащихся начальных классов с73 % до 87 %.

Педагоги при тесном взаимодействии с семьёй, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни.

Неотъемлемой частью жизни школьного коллектива стали Недели нравственности. Во время которых проходят различные мероприятия по параллелям:

  • "Азбука нравственности";
  • "Изучаем правила поведения";
  • "О добром отношении к людям";
  • "Мой труд дома" и т.п.
  • классные часы, посвящённые толерантности.

(Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.)

Выставка лучших сочинений: "Моя Родина-Россия", "Моя семья",

"Мой класс", "Наше творчество".

Выставка лучших творческих работ учащихся начальной школы.

Участвуя в коллективных творческих делах, учащиеся приучаются оценивать поведение товарищей и своё собственное в соответствии с нравственными критериями.

Нравственное начало пронизывает все виды деятельности: учебный процесс, внеклассную работу. Поэтому нравственное воспитание в школе является существенным аспектом любого раздела воспитания.

Учителя начальных классов уже несколько лет плодотворно работают в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом. Так с момента поступления ученика в начальную школу и до её окончания учитель работает с программой развития личности школьника. Где можно отследить изменения в развитии и принять своевременные меры, если в таковых возникает необходимость. Систематически проходятся психолого-педагогические консилиумы по преемственности в обучении школьников.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности.

Материалы наблюдений показывают, что деятельность учителей и учащихся, одухотворённых идеей наилучшего обустройства России приобретает всё более чёткую направленность.

Разрабатывая и утверждая модель выпускника мы стремились учесть то, что ученики начальной школы по её окончанию должны обладать не только прочной базой знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу, но и должны развиваться, как личность, умеющая решать задачи обучения и воспитания. О чём сказано и в Концепции модернизации Российского образования и является одним из условий повышения качества общего образования.

Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания. То рухнет даже могущественное государство.

"Гуманизация процесса воспитания - основополагающая идея; солнце, вокруг которого вращаются все другие "планеты" - содержание, принципы, формы, методы, технологии."

В свете новых социальных требований к системе российского образования. Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди.

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Admin8 (04.01.2012)
Просмотров: 1089 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск