Суббота, 20.04.2024, 15:48
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "СОШ № 8"

Наш опрос
Наш сайт лучше сайтов других школ?
Всего ответов: 107
Мини-чат

200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая копилка

Цывкина Т. С.Урок – исследование "Союзы сочинительные и подчинительные" (7 класс).

Урок – исследование

"Союзы сочинительные и подчинительные" (7 класс).

Цели урока:

Учебные.

  1. Познакомиться с союзами сочинительными и подчинительными.
  2. Научиться отличать сочинительные союзы от подчинительных.

Развивающие.

  1. Расширение знаний о союзах: понятие союза в трудах ученых-лингвистов.
  2. Расширение словарного запаса учащихся по теме "Союзы сочинительные и подчинительные".
  3. Развивать внимание, память, творческие способности  детей.

Воспитательные.

  1. Воспитание бережного отношения к трудам лингвистов и навыков исследовательской работы.
  2. Воспитывать желание узнавать новое.

Оборудование и оснащение:

1.Классная доска.

2.Опорные конспекты.

3.Учебный материал: Учебник для 7 класса. Русский язык под редакцией Баранова М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженской Т.А. и др. М.,2000.

4. Компьютер.

5. Проектор.

6. Интерактивная доска.

7. Презентация к уроку.

Используемые технологии:

  • исследовательской деятельности (самому при поэтапной работе узнать новое);
  • здоровьесберегающие (разнообразные виды работы; новизна и нетрадиционность материала; создание ситуации успеха; создание благоприятного фона на уроке;

      создание условий для самовыражения обучающихся);

·        технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых материалов.

Ход урока.

1.      Слово учителя (слайд №1).

- Тема нашего урока "Союзы сочинительные и подчинительные", (слайд №2) поэтому нам необходимо сегодня познакомиться с союзами сочинительными и подчинительными, а также научиться отличать сочинительные союзы от подчинительных. Вчера мы начали знакомство с союзом. Давайте вспомним, что мы узнали об этой служебной части речи.

2.      Связный рассказ на тему "Что я знаю о союзах" с примерами из домашнего упражнения № 276.

-  А слово "союз" мы пишем и произносим одинаково? Сделаем фонетический разбор и сравним, чем отличается написание и произношение слова "союз".

3.      Фонетический разбор.  Союз1.

Вывод:

-  Интересно: 4 буквы, но 5 звуков. Да, русский язык – это загадка.

- Перевернем, как всегда, нашу исследовательскую страничку "Это интересно знать".

-   Что же нового вы самостоятельно узнали о союзах?

4.      Страничка "Это интересно знать".

Сообщения учащихся.

Первая находка. "И.И. Срезневский о союзах (слайд №3).

Запись в тетрадях..

Измаил Иванович Срезневский (1812-1880)

Учитель делает вывод после сообщения учащихся:

-  Удивительно называет И.И. Срезневский союзы: "Союзы – частицы речи". Но без этих частиц речи" мы писали бы и говорили неправильно. Срезневский также подчеркивает, что союзы не имеют лексического значения. Об этом мы с вами говорили на предыдущем уроке.

 

Запись в лингвистическую копилку предложения:

"Союзы – частицы речи".

 

( Учащиеся объясняют постановку тире).

 -  А что вы знаете об ученом И.И. Срезневском?

( Ответ).

-  Кто еще что-то интересное узнал о союзе?

Выступление учащегося.

Вторая находка. "А.А. Шахматов о союзе" (слайд №4).

 

Запись в тетрадях.

Алексей Александрович Шахматов (1864-1920)

 

Учитель делает вывод после выступления учащегося:

-  Обратите, ребята, внимание на то, как говорит А.А. Шахматов: "Союз – выразитель того или иного сочетания". Выразитель. Союз связывает что? (Ответы: однородные члены и простые предложения в составе сложного). Говоря словами Шахматова, союз выражает связь между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного предложения.

 

Запись в лингвистическую копилку предложения:

"Союз – выразитель того или иного сочетания".

 

(Объясняем постановку тире и что связывает союз или).

?

 

-  А что вы можете сказать о Шахматове А.А.? (Ответ).

Учитель:

-  Смотрите, ребята, союз – это часть речи, недаром о нем писали такие великие ученые филологи, как И.И. Срезневский и А.А. Шахматов.

Кто еще с нами хочет поделиться своими находками?

Учащийся дает историческую справку (слайд № 5):

"Слово союз по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со), имевшая значение "вместе" и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка СО-  со значением "вместе" живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник (во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз)".

Разбор по составу слова "союз"2.

Учитель:

-  Так и рождаются находки.

5.      М.В. Ломоносов о союзах (слайд №6).

-  А мне понравилось высказывание М.В. Ломоносова (1711-1765). Послушайте внимательно:

"Союзы не что иное суть, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают.

И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться".

Чудесно сказал о союзах М.В. Ломоносов. А о роли союзов особенно. Какова она? (Ответ: соединительная) (слайд №7).

Не забыл ученый сказать и о том, что излишнее употребление союзов в речи ни к чему. Все хорошо в меру.

6.      Учитель:

-  Итак, тема нашего урока?.. (Ответ: "Союзы сочинительные и подчинительные").

Мы сегодня с вами будем работать как исследователи или как ученики, получающие готовые знания?

Ответы:

-  Как исследователи.

Учитель:

-  Хорошо.

7.      Работа с материалом для наблюдения на странице 121.

-  Разберемся, что значит сочинительные и подчинительные союзы. Кто у нас сегодня будет исследователем? (Выбирают ребята). Теперь откроем материал для наблюдения на странице 121. (Обучающийся-исследователь приступает к исследовательской работе, четко, ясно, последовательно отвечает на все поставленные вопросы, используя практический материал для наблюдения, и приходит к выводу, что союзы бывают сочинительные и подчинительные).

8.      Фронтальный опрос:

-  Скажите, пожалуйста, учитывая изложенный выше материал, на какие виды делятся союзы?

-     Для чего служат сочинительные союзы?

-     А подчинительные союзы?

Учитель:

-  Проверим свои открытия на практике.

9.      Распределительно-объяснительное письмо. Упражнение 278.

10.        Синтаксический разбор предложения.

Горят первые звезды, а заря еще долго светит над полями и лесами.4

Вопросы на усвоение материала (используя примеры из заданий №9,10).

-  Чем отличаются записанные предложения?

-  А как отличить ССП и СПП?

11.  Конструирование предложений. Упражнение 279.

- На схемах очень хорошо видно, чем отличаются ССП от СПП и для чего служат сочинительные и подчинительные союзы.

Итак, перевернута еще одна исследовательская страничка.

12.  Творческое задание «Подумай и напиши».

   -  Продолжите предложения, вставляя нужный союз и расставляя знаки препинания (слайд №8).

1)      Становилось жарко, и (я отправился домой).

2)      Ночью была оттепель, а (к утру ударил мороз).

3)      Мы шли по берегу реки и (любовались окрестностями).

- Какие союзы мы использовали в записанных предложениях?

- Для чего они служат?

- Итак, какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие - только для связи предложений?

13.          Учитель:

-  Наше исследование закончилось. Посмотрим, правильным ли путем мы шли, совпадает ли наша точка зрения с мнением таких  ученых, как                         Н.М. Шанский, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, авторов нашего учебника.

14.          Подведение итогов урока.

Чтение учащимися теоретических сведений о союзах сочинительных и подчинительных на странице 122.

-  Ребята, как вы думаете, достигли мы своей цели? (Ответ).

Заключительное  слово.

-  Да, наше исследование было правильным. Мы с вами не так много сделали на уроке, но путь исследователя всегда труден(слайд №9).

Сделаем в заключение четкий вывод о союзах сочинительных и подчинительных. (Вывод).

Домашнее задание (слайд №10).

1.    Составить 4 предложения на тему "Весна" по образцу упражнения 279.

Опорный конспект №8 «Союз».

Слайд №11.

 

 

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Admin8 (01.02.2012)
Просмотров: 10317 | Рейтинг: 4.0/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск