Урок – исследование
"Союзы сочинительные и
подчинительные" (7 класс).
Цели урока:
Учебные.
- Познакомиться
с союзами сочинительными и подчинительными.
- Научиться
отличать сочинительные союзы от подчинительных.
Развивающие.
- Расширение знаний о союзах: понятие
союза в трудах ученых-лингвистов.
- Расширение словарного запаса учащихся
по теме "Союзы сочинительные и подчинительные".
- Развивать внимание, память,
творческие способности детей.
Воспитательные.
- Воспитание бережного отношения к трудам лингвистов
и навыков исследовательской работы.
- Воспитывать желание узнавать новое.
Оборудование и оснащение:
1.Классная доска.
2.Опорные конспекты.
3.Учебный материал: Учебник для 7 класса. Русский язык под
редакцией Баранова М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженской Т.А. и др. М.,2000.
4. Компьютер.
5. Проектор.
6. Интерактивная доска.
7. Презентация к уроку.
Используемые технологии:
- исследовательской деятельности (самому при
поэтапной работе узнать новое);
- здоровьесберегающие (разнообразные виды работы; новизна
и нетрадиционность материала; создание ситуации успеха; создание
благоприятного фона на уроке;
создание условий для самовыражения
обучающихся);
·
технология
интенсификации обучения на основе схемных и знаковых материалов.
Ход урока.
1. Слово учителя (слайд №1).
- Тема нашего урока "Союзы
сочинительные и подчинительные", (слайд
№2) поэтому нам необходимо сегодня познакомиться с союзами сочинительными и
подчинительными, а также научиться отличать сочинительные союзы от
подчинительных. Вчера мы начали знакомство с союзом. Давайте вспомним, что мы
узнали об этой служебной части речи.
2. Связный рассказ на тему "Что я знаю о
союзах" с примерами из домашнего упражнения № 276.
- А слово "союз" мы пишем и
произносим одинаково? Сделаем фонетический разбор и сравним, чем отличается
написание и произношение слова "союз".
3. Фонетический разбор. Союз1.
Вывод:
- Интересно: 4 буквы, но 5 звуков. Да, русский
язык – это загадка.
- Перевернем,
как всегда, нашу исследовательскую страничку "Это интересно знать".
- Что же нового вы самостоятельно узнали о
союзах?
4. Страничка "Это интересно знать".
Сообщения учащихся.
Первая находка. "И.И. Срезневский о союзах (слайд №3).
Запись в тетрадях..
Измаил
Иванович Срезневский (1812-1880)
|
Учитель делает вывод после сообщения
учащихся:
- Удивительно называет И.И. Срезневский союзы:
"Союзы – частицы речи". Но без этих частиц речи" мы писали бы и
говорили неправильно. Срезневский также подчеркивает, что союзы не имеют
лексического значения. Об этом мы с вами говорили на предыдущем уроке.
Запись в лингвистическую копилку
предложения:
"Союзы – частицы речи".
|
( Учащиеся объясняют постановку тире).
- А что
вы знаете об ученом И.И. Срезневском?
( Ответ).
- Кто еще что-то интересное узнал о союзе?
Выступление учащегося.
Вторая находка. "А.А. Шахматов о союзе" (слайд №4).
Запись в тетрадях.
Алексей
Александрович Шахматов (1864-1920)
|
Учитель делает вывод после выступления
учащегося:
- Обратите, ребята, внимание на то, как говорит
А.А. Шахматов: "Союз – выразитель того или иного сочетания". Выразитель.
Союз связывает что? (Ответы: однородные
члены и простые предложения в составе сложного). Говоря словами Шахматова,
союз выражает связь между однородными членами и простыми предложениями в
составе сложного предложения.
Запись в лингвистическую копилку
предложения:
"Союз – выразитель того или иного
сочетания".
|
(Объясняем постановку
тире и что связывает союз или).
- А что вы можете сказать о Шахматове А.А.? (Ответ).
Учитель:
- Смотрите, ребята, союз – это часть речи,
недаром о нем писали такие великие ученые филологи, как И.И. Срезневский и А.А.
Шахматов.
Кто еще с нами хочет поделиться своими
находками?
Учащийся дает историческую справку (слайд № 5):
"Слово
союз по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского
языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ-
(со), имевшая значение "вместе" и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка СО- со значением "вместе" живет во
многих словах русского языка: сосед,
соратник, соавтор, сотрудник (во многих словах она вычленяется
этимологически, как и в слове союз)".
Разбор по составу слова "союз"2.
Учитель:
- Так и рождаются находки.
5. М.В. Ломоносов о союзах (слайд №6).
- А мне понравилось высказывание М.В.
Ломоносова (1711-1765). Послушайте внимательно:
"Союзы
не что иное суть, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси
гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают.
И
как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют,
нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее
бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставаться таких щелей,
по которым бы оно могло вовсе развалиться".
Чудесно
сказал о союзах М.В. Ломоносов. А о роли союзов особенно. Какова она? (Ответ: соединительная) (слайд №7).
Не
забыл ученый сказать и о том, что излишнее употребление союзов в речи ни к
чему. Все хорошо в меру.
6. Учитель:
- Итак, тема нашего урока?.. (Ответ: "Союзы сочинительные и
подчинительные").
Мы
сегодня с вами будем работать как исследователи или как ученики, получающие
готовые знания?
Ответы:
- Как исследователи.
Учитель:
- Хорошо.
7. Работа с материалом для наблюдения на
странице 121.
- Разберемся, что значит сочинительные и
подчинительные союзы. Кто у нас сегодня будет исследователем? (Выбирают
ребята). Теперь откроем материал для наблюдения на странице 121. (Обучающийся-исследователь приступает к
исследовательской работе, четко,
ясно, последовательно отвечает на все поставленные вопросы, используя практический
материал для наблюдения, и приходит к выводу, что союзы бывают сочинительные и
подчинительные).
8. Фронтальный опрос:
- Скажите, пожалуйста, учитывая изложенный выше
материал, на какие виды делятся союзы?
- Для чего служат сочинительные союзы?
- А
подчинительные союзы?
Учитель:
- Проверим свои открытия на практике.
9. Распределительно-объяснительное письмо. Упражнение
278.
10.
Синтаксический
разбор предложения.
Горят первые звезды, а заря еще долго светит
над полями и лесами.4
Вопросы на усвоение материала (используя
примеры из заданий №9,10).
- Чем отличаются записанные предложения?
- А как отличить ССП и СПП?
11. Конструирование предложений. Упражнение
279.
-
На схемах очень хорошо видно, чем отличаются ССП от СПП и для чего служат
сочинительные и подчинительные союзы.
Итак,
перевернута еще одна исследовательская страничка.
12. Творческое задание «Подумай и напиши».
- Продолжите
предложения, вставляя нужный союз и расставляя знаки препинания (слайд №8).
1) Становилось
жарко, и (я отправился домой).
2) Ночью была оттепель, а (к утру ударил мороз).
3) Мы шли по берегу реки и (любовались окрестностями).
-
Какие союзы мы использовали в записанных предложениях?
-
Для чего они служат?
-
Итак, какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие -
только для связи предложений?
13.
Учитель:
- Наше исследование закончилось. Посмотрим,
правильным ли путем мы шли, совпадает ли наша точка зрения с мнением таких ученых, как Н.М. Шанский, М.Т.
Баранов, Т.А. Ладыженская, авторов нашего учебника.
14.
Подведение
итогов урока.
Чтение
учащимися теоретических сведений о союзах сочинительных и подчинительных на
странице 122.
- Ребята, как вы думаете, достигли мы своей
цели? (Ответ).
Заключительное слово.
- Да, наше исследование было правильным. Мы с
вами не так много сделали на уроке, но путь исследователя всегда труден(слайд №9).
Сделаем
в заключение четкий вывод о союзах сочинительных и подчинительных. (Вывод).
Домашнее задание (слайд №10).
1.
Составить 4 предложения на тему "Весна" по
образцу упражнения 279.
Опорный конспект №8 «Союз».
Слайд №11.
|