Суббота, 20.04.2024, 07:50
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "СОШ № 8"

Наш опрос
Наш сайт лучше сайтов других школ?
Всего ответов: 107
Мини-чат

200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая копилка

О. В. Севостьянова "Конкурс грамотеев"

Внеурочное мероприятие по русскому языку «Конкурс грамотеев» (3-4класс)

    

Задачи: развитие интеллектуальных способностей, внимания, памяти, воображения  

              обучающихся;

             формирование положительной мотивации изучения предмета;

              воспитание любви к родному языку

Оборудование: карточки с заданиями, чистые листы, ручки, таблица результатов,

                             медали для награждения.

Форма проведения:  игра

 

Правила игры:

1. Класс разделен на 3 команды. В каждой команде выбирается капитан, название команды придумывают сами участники. ( Можно проводить между командами  классов).

2. За каждый правильный и быстрый ответ команда получает  очки;  команда, ответившая второй, получает дополнительное очко. Очки, полученные командами, фиксируются в таблице  (на доске).  По итогам игры определяется победитель.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент

Ведущий:   Язык, великолепный наш язык!
                     Речное и степное в нём раздолье,
                     В нём клёкоты орла и волчий рык,
                     Напев, и звон, и ладан богомолья.

                                                                    (Константин Дмитриевич Бальмонт)

  1. Вступительное слово.

Ведущий:  Сегодня мы посвящаем наше занятие русскому языку.

        Русский язык по праву считается одним из самых богатых и выразительных языков мира. На нем говорят в разных уголках земного шара.  Наш родной язык красив и богат.  Давайте  с вами отправимся в увлекательный мир секретов русского языка.

 

       Ведущий: Богатый словарный запас  говорит о том, что человек хорошо знает свой

            язык. И я объявляю первый конкурс, который называется «Почему их так зовут?».

 

  1. Проведение конкурсов

 

  1. Конкурс «Почему их так зовут?»       (1 балл за слово)

 

    Члены команды получают карточки с названием предметов:

 1. ПОДБЕРЕЗОВИК, ОДУВАНЧИК, ЧЕРНИКА, МАЛИНОВКА, ВТОРНИК.

 2. ЗЕМЛЯНИКА, ОПЕНОК, ВЬЮНОК, СНЕГИРЬ, ЧЕТВЕРГ.

 3. КУКУШКА, ПЯТНИЦА, ПОДСНЕЖНИК, ПОДОСИНОВИК, КОСТЯНИКА.

 Нужно объяснить, почему эти предметы так называются. Побеждает команда, члены которой дали наиболее правильные ответы.

 

  1. Конкурс «Кто отгадает?»                         (2 балла)

 

     Каждой команде нужно отгадать одну загадку(1б),

     сказать, какая безударная гласная пишется в корне отгадки и как ее проверить (1б).

  а) На стебельке  сидит и усами шевелит. Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит. 

                                                                                                                                                        (колос)

  б) Его весной и летом мы видели одетым. А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.  (дерево)

  в) Утром падаю всегда: не дождинка, не звезда. Но сверкаю в лопухах на опушках и лесах.

                                                                                                                                                         (роса)

 

Ведущий: Русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц, поговорок, загадок. В них выражена народная мудрость. Употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Предлагаю вам сформулировать пословицы по их началу

 

     3. Конкурс «Дополни пословицу»                     (по 1 б за пословицу)

 

В этом конкурсе участвует один игрок от каждой команды. Если игрок самостоятельно отвечает на вопрос, то зарабатывает 3 очка, если игроку помогает команда, то он получает 1 очко.

 

Пословицы для первой команды:

 - Век живи …(век учись)

 - С кем поведешься…(от того и наберешься)

 - Поспешишь …(людей насмешишь)

Пословицы для второй команды:

- Слово не воробей: …(вылетит не поймаешь)

- Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).        

- Не зная броду, …(не лезь в воду)

Пословицы для третьей команды:

 - Семь раз отмерь, …(один раз отрежь)

 - За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).

 - Семеро … (одного не ждут).

Пословица всем командам:     ( оценивается первая, ответившая верно)

- Глаза боятся, а …(руки делают)

Результаты конкурса записываются в таблице.

 

  1. Конкурс «Поиграем в ребусы»                        (6 баллов)

 

В пустые клетки впишите буквы, чтобы получились слова. Ребусы  на доске.

 (Ответы: коврик, кролик. кортик, ключик, козлик, клювик…)    (5 баллов)

 

Всем командам:

к

 

 

 

и

к

к

 

 

 

и

к

к

 

 

 

и

к

к

 

 

 

и

к

к

 

 

 

и

к

 

 

 

 

 

 

 

1команде                                                 2 команде                                                       3 команде                (по 1 баллу)

  ША                        ТЯ                                 РУ_

  ТА                          С                                   ГИ

Составьте предложение.      (Наташа, Настя – подруги.)  - дополнительный 1 балл быстрейшей команде.

 

  1. Конкурс «Грамматическая эстафета»                       (6 баллов)

 

На доске – 3 столбика словосочетаний.  Игроки, выходя по очереди к доске, вставляют по одному пропущенному окончанию. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

 

1 команда                                 2 команда                                                        3 команда

 

красн..  мак                              стар..   платье                                                  весел..   игра

зимн.. стужа                            син..  платок                                                    бел..  облако

нов..   пальто                           нов.. пальто                                                     зимн.. холод

мягк.. мох                                зелен..  трава                                                   красив… картина

летн..  время                            свеж..   мясо                                                    громк..   музыка

темн..  туча                              стар..   дуб                                                       спел..   яблоко

 

Ведущий: В разговоре людей можно услышать такую фразу: «нужно поговорить с ним с глазу на глаз». Что это значит? Это значит наедине, секретно, чтоб об этом знали только двое.

      Русский язык богат устойчивыми фразеологическими сочетаниями. Почему они устойчивы? Да потому. Что их нельзя разделить. Их нельзя дословно перевести на другой язык. Фразеологизмы придают речи яркость, остроту, выразительность. Люди охотно пользуются фразеологическими сочетаниями.

 

  1. Конкурс «Объясни фразеологизмы»                             (3 балла)

                     Каждой команде по три сочетания.

Первой команде:

Держать язык за зубами – молчать

Сломя голову – стремительно

Морочить голову – обманывать

                                                                         Второй команде:

Во весь дух – быстро

В час по чайной ложке – медленно

Прикусить язык – замолчать

Третьей команде:

Рукой подать – близко

За тридевять земель – далеко

Ломать голову – думать

 

7.  Конкурс «ШЕСТЬ ОС»

 

Ведущий:

Задание:  расшифровать слово и записать его. Команда, выполнившая задание первой, зарабатывает 10 очков, второй – 5 очков, третьей – 2 очка.

 

Первой команде:

ОС_ _ А       На этой осе в октябре позолота.

ОС_ _ А       А эта растет на лугу у болота.

Второй команде:

_ОС_ _ _А_ Т       Эта оса на луну улетает.

_ОС_ _ _ _ А        А эта на солнышке худеет и тает.  

Третьей команде:

_ ОС_А        С этой спит в колыбели малыш.

_О_С_ _ _ _А      А эта по классу крадется, как мышь.

 

Ответы: осина, осока, космонавт, сосулька, соска, подсказка.

Результаты конкурса заносятся в таблицу.

 

IV. Итоги игры.

Ведущий: Вот и подошло к концу наше занятие. Я рад (а), что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость. Показали свои умения и хорошие знания своего родного языка.

Подсчитывание очков. Награждение победителей (медали или грамоты).

V. Заключительное слово  Ведущий:  Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
                                                                         (Иван Сергеевич Тургенев – поэт, переводчик)

 

 

 

                                                                                          

 

Литература:

  1. Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев», М.: Просвещение, 1995 г.
  2. Вакуленко Ю.А.  «Веселая грамматика», изд-во «Учитель», Волгоград 2010 г.
  3. Мартынова Я.Ю. «Внеклассные мероприятия в начальной школе», изд-во «Учитель» Волгоград 2007 г.
  4. Ундзенкова А., Сагирова О. «Русский язык с увлечением», Екатеринбург, 1997 г.

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Admin8 (21.03.2017)
Просмотров: 553 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск