Суббота, 29.02.2020, 04:13
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "СОШ № 8"

Наш опрос
Наш сайт лучше сайтов других школ?
Всего ответов: 94
Мини-чат

200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая копилка

С. Б. Шведова "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь"

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 8» города Ржева Тверской области

Шведова Светлана Борисовна

 

Урок в 8 классе раздела «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь».

 

         Предложения с косвенной речью.

Практическое занятие.

 

Оптимальное сочетание фронтальных, парных и групповых форм обучения, воспитания и развития.

 

Цель: закрепить навык перевода прямой речи в косвенную, обосновывать постановку знаков препинания при прямой и косвенной речи; прививать навыки анализа текста; тренировать развитие речевого слуха; способствовать развитию творческих способностей учащихся, а также развивать важные психологические характеристики личности учащихся, такие как память, вербальная и образная, произвольное внимание, коммуникативность, ясность и точность речи, формирование личностной нравственной позиции.

 

 

 

ХОД УРОКА

 

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

        

Мы продолжаем изучение темы «Способы передачи чужой речи»,  сегодня на уроке поработаем над предложениями с косвенной речью.

Нас ожидает практическая работа, которую мы проведем в форме  сначала парной, а затем групповой рабоы.

 

        

         --Скажите, пожалуйста, какую цель нашего занятия вы ставите перед собой?      Например, Маша?

 

Думаю, что каждый из вас определит конкретные  цели своего движения ближайшего развития.

 

3.А сейчас прошу вас записать следующие предложения, объяснить, как и почему вы их оформили именно таким образом.

 

Таня спросила, где мы будем отдыхать в этом году.

Таня спросила: «Где мы будем отдыхать в этом году?»

4.Вопросы к классу:

Кто как записал?

Почему именно так?

 

Работаем над развитием речевого слуха, так как он необходим, прежде всего, для понимания выражения мысли, а в связи с этим и для лучшего осмысления синтаксической конструкции и её пунктуационного оформления, для усвоения звуковой стороны языка. От чего зависит в данном случае различная постановка знаков препинания, если учитель правильно и отчётливо в интонационном отношении прочитал пример и если все пишущие знают соответствующее пунктуационное правило и могут их применить? Только от одного: одни имеют более развитый речевой слух и поэтому правильно уловили и написали; другие имеют недостаточно развитый слух, поэтому уловили не интонацию предупреждения, с которой читался этот пример, а интонацию подчинения.  В классе большинство ребят, у которых основной канал восприятия визуальный, следовательно, работа над развитием речевого слуха должна проводиться, и на данном этапе урока ещё выполняет функции и лингвистической разминки, и ставит перед учащимися некую проблемную ситуацию.

 

Прошу________________________________________ выйти к доске и составить схемы записанных вами предложений.

 

И, глядя на эти схемы, мы можем сделать вывод:

 

 в русском языке для передачи чужой речи существуют следующие способы:

- предложения с прямой речью, НАПРИМЕР, ____________

-предложения с косвенной речью, НАПРИМЕР,___________

 

 

Скажите, пожалуйста, это все способы, которыми можно передать чужое высказывание?

Тогда дополним  собственными примерами оставшиеся способы, запишем предложения, составим схемы и убедимся, что для передачи чужой речи можно использовать ещё

 

 

-предложения с вводными словами или предложениями, указывающими на чужую речь, НАПРИМЕР,__________________

-предложения с дополнением в форме предложного падежа с предлогом о, указывающим на содержание чужой речи, НАПРИМЕР__________________

 

 

5. Откройте учебники  стр.183,  упр.400 выполняем парами УСТНО.

(УчебникС.Г.Бархударова и др. «Русский язык.

 8 класс»)

 

Зад. 1 – первой паре,       зад.2 – второй паре.

На выполнение задания 3 минуты, в ходе учебного диалога объясняем выполнение задания своей группе и выходим к доске, строим схемы предложений.    ВСЁ понятно? Работайте.

 

 

 

Упр.400.   1.

Очевидцы утверждали: «Несчастный случай произошёл по вине пешехода».

По утверждениям очевидцев, несчастный случай произошёл по вине пешехода.

 

Будьте внимательны, не забывайте правила дорожного движения, пешеходы!

 

Газеты сообщают: «Весенний сев идёт успешно».

По сообщениям газет, весенний сев идёт успешно.

 

Учёные считают, что реки можно предохранить от загрязнения.

По мнению учёных, реки можно предохранить от загрязнения.

 

 

 

 

Упр. 400. 2.

По мнению врачей, курение особенно вредно для легких.

Врачи считают, что курение особенно вредно для легких.

 

По утверждению специалистов, лесные пожары чаще всего возникают от неосторожного обращения с огнём.

Специалисты утверждают, что лесные пожары чаще всего возникают от неосторожного обращения с огнём.

 

По сообщению синоптиков, весна будет ранней.

Синоптики сообщают (обещают), что весна будет ранней.

 

 

Проверяем составленные и представленные на доске схемы предложений.       Ошибок нет?      Молодцы!

 

 

6.  Перед вами, перед каждой парой, лежат листы раздаточного материала.  Будьте добры, возьмите листы под номером 1.

 

Вам предстоит внимательно прочитать афоризмы,  перестроить их по заданным схемам, записать в тетрадь, указать схемы.                            Задание понятно?

 

                                         

Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.                                                              И.Гёте.

 

 

Судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование.

                                                           Л.Н.Толстой.

 

Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь я слушаю слова людей и смотрю на их дела.

                                                           Конфуций.

 

1. «П, – а. – П».

2./+++++/,-----------------.

3.[              ], (что     ).           

 

 

(Возможные варианты выполнения задания)

1) «Раньше я слушал слова людей и верил в их дела, - писал Конфуций. – Теперь я слушаю слова людей и смотрю на их дела».

 

 2) ПО словам Л.Н.Толстого, судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное поведение.

 2) По словам И.Гёте, поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

 

3)Л.Н.Толстой утверждает, что судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное поведение.

 

3)  И.Гёте считает, что поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

 

 

 

 

7. Выполняя задание раздаточного материала № 1, вы создавали предложения по заданным схемам, надеюсь, ещё раз вспомнили способы передачи чужой речи, задумались над афоризмами знаменитых людей, пришли к определённым выводам.

 

8. Сейчас я предлагаю вам познакомиться с отрывком воспоминаний Сухомлинского – то есть внимательно прочитать текст.

 

 

ЧИТАЕМ ВСЛУХ.  

Так какая же из дочерей поступает как любящая дочь?

А как вы относитесь к мамам и бабушкам?

 

 9.Пожалуйста, запишите диалог прочитанного текста, но с одним условием!   Как вы думаете, о чём я вас попрошу?

 

 

Верно! Запишите предлагаемый диалог, но модернизируйте его – используйте все возможные, известные вам способы передачи чужой речи (предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, предложения с вводными конструкциями, предложения с дополнением в форме предложного падежа с предлогом о). Обратите внимание на таблицу 182 стр. учебника ещё раз. Не забудьте произвести замену местоимений 1 и 2 лица.                                 

 Работу выполняем коллективно группой, где каждый предлагает свой вариант, высказывает своё мнение.          

Оценивается именно групповая работа.

 

 ВСЁ ПОНЯТНО?

 

                  Вариант выполнения задания.

 

Дочки стали говорить, как они скучали.

         « Я скучала по тебе, - сказала первая, - как маковка по солнечному лучу».

Вторая проговорила: «Я ждала тебя, как сухая трава ждёт каплю воды».

         Третья сказала, что она плакала по матери, как маленький птенчик плачет по птичке.

         « Мне было без тебя, как пчёле без цветка», - щебетала четвёртая.

         По словам пятой, ей снилась мать, как розе снится капля росы.

         Шестая сообщила матери о том, что она высматривала её, как вишнёвый сад высматривает соловья.

 

 

10.Мне интересно узнать, какой вариант составили группы.

Прошу зачитать получившиеся предложения, охарактеризовать их и на доске каждая группа указывает схемы своих предложений.

 

 

 

 

 

11.Подведём итоги.

Чему научились во время работы?

 

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что он улучшил знания по русскому языку, продвинулся на шаг вперёд по сравнению со вчерашним днём?

 

Как вы оцениваете свою работу?

        

Какие оценки вы выставили себе, своим одноклассникам?

 

Кого, на ваш взгляд, следует особо отметить?

 

 

Молодцы!

 

 

12.Дом. зад:  параграфы 35-36, упр.403.

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

         Воспитание любви к матери.

 

         Я стремился к тому, чтобы каждый мой воспипанник вкладывал как можно больше физических и духовных сил, творя радость и счастье, покой и благополучие матери. Первое созревшее яблоко – матери и бабушке. Первую гроздь винограда – матери и бабушке.

         Вот одна сказка, которую я рассказывал в начальных классах:

«Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

         - Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая.

         - Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - проговорила вторая.

         - Я плакала по тебе, как маленький птенчик  плачет по родной птичке, - сказала третья.

         - Мне было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвёртая.

         - Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.

         - Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.

         А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла смамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги».

   

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          (В.Сухомлинский)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Admin8 (05.12.2013)
Просмотров: 2540 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск