Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения
экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой)
аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2012 году
Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в
новой форме осуществляется в 2012 г. по 14 предметам на основе централизованно
разработанных экзаменационных материалов.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной
работы в целом по этим предметам создавалась с учетом требований теории и
практики педагогических измерений и традиций преподавания каждого предмета.
При разработке шкал оценивания результатов выполнения экзаменационных
работ по общеобразовательным предметам использовались экспертные методы,
основанные на анализе содержания каждого задания и всей экзаменационной
работы, а также анализе результатов выполнения заданий и работы в целом
группами учащихся с различными уровнями подготовки по предмету. В процессе
работы согласовывались позиции экспертов относительно требований к подготовке
учащихся, необходимых для получения различных отметок по традиционной 5-
балльной шкале.
Разработанные специалистами ФИПИ шкалы перевода первичных баллов в
отметки по пятибалльной шкале для проведения государственной (итоговой)
аттестации выпускников основной школы в новой форме носят рекомендательный
характер. Факт изменения территориальной экзаменационной комиссией шкалы
перевода баллов должен быть зафиксирован в отчете комиссии. Копии данных
отчетов должны быть направлены разработчикам для учета в дальнейшей работе.
Результаты экзамена используются для государственной (итоговой)
аттестации выпускников основной школы и формирования профильных классов, а
также для аккредитации образовательных учреждений и аттестации
педагогических кадров. Необходимо отметить, что это возможно только при
условии участия в экзамене представительной выборки учащихся данного
образовательного учреждения, а также учета дополнительных данных,
характеризующих начальную подготовку учащихся и условия обучения в
конкретном образовательном учреждении.
Ниже приведены рекомендации по переводу первичных баллов за выполнение
экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале, а также
использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ
для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной
школы в новой форме в 2012 году.
1. РУССКИЙ ЯЗЫК
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за
выполнение всей экзаменационной работы, – 42 балла.
Таблица 1
Шкала пересчета первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0 – 17
18 – 27
28 – 36,
из них не
менее 4 баллов
по критериям
ГК1 - ГК4
37 – 42,
из них не
менее 6 баллов
по критериям
ГК1 - ГК4
Рекомендуемый минимальный балл для отбора учащихся в профильные
классы средней (полной) школы – 34 (не менее 80% от общей суммы первичных
баллов).
2. МАТЕМАТИКА
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за
выполнение всей экзаменационной работы, – 34 балла.
Устанавливается рекомендуемое минимальное пороговое значение общего
балла за выполнение экзаменационной работы – 8 баллов. Преодоление этого
порогового значения дает выпускнику право на получение отметки по
пятибалльной шкале по предметам образовательной области математика (в
соответствии с учебным планом образовательного учреждения*).
*Если изучение математики осуществлялось выпускником в рамках двух
предметов – алгебры и геометрии – образовательным учреждениям рекомендуется
выставлять аттестационные отметки на основании текущих и итоговых отметок
выпускника. (Отметки за экзамен в этом случае не выставляются.) Таким образом, балл,
полученный выпускником в ходе ГИА, является объективным и независимым показателем
уровня его подготовки, в то время как уровень школьной отметки может отличаться в
различных образовательных учреждениях.
Если изучение математики осуществлялось выпускником в рамках
интегрированного курса математики, помимо общего балла, ему выставляется и
экзаменационная отметка. Рекомендации по переводу общего балла в отметку даны ниже.
Аттестационная отметка выставляется на основании итоговых и экзаменационной
отметок.
Таблица 2
Шкала пересчета первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной
шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0 – 7
8 – 15
16 – 19
20 – 34
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в
профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы
может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 18 баллам.
3. ФИЗИКА
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за
выполнение всей экзаменационной работы, – 36 баллов.
Таблица 3
Шкала пересчета первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0 – 8
9 – 17
18 – 26
27 – 36
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в
профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы
может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 27 баллам.
4. ХИМИЯ
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за
выполнение всей экзаменационной работы, – 33 балла.
Таблица 4
Шкала пересчета первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0 – 8
9 – 17
18 – 26
27 – 33
Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы
баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более
баллов за выполнение заданий части 3.
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в
профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы
может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.
5. БИОЛОГИЯ
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за
выполнение всей экзаменационной работы, – 40 баллов.
Таблица 5
Шкала пересчета первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0 – 12
13 – 24
25 – 33
34 – 40
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в
профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы
может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 31 баллу.
6. ГЕОГРАФИЯ
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за
выполнение всей экзаменационной работы, – 33 балла.
Таблица 6
Шкала пересчета первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0 – 11
12 – 19
20 – 27
28 – 33
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в
профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы
может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 24 баллам.
7. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за
выполнение всей экзаменационной работы, – 40 баллов.
Таблица 7
Шкала пересчета первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0 – 14
15 – 24
25 – 34
35 – 40
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в
профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы
может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам.
8. ИСТОРИЯ
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за
выполнение всей экзаменационной работы, – 44 балла.
Таблица 8
Шкала пересчета первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0 – 12
13 – 23
24 – 34
35 – 44
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в
профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы
может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 32 баллам.
9. ЛИТЕРАТУРА
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за
выполнение всей экзаменационной работы, – 23 балла.
Таблица 9
Шкала пересчета первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0 – 6
7 – 13
14 – 18
19 – 23
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в
профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы
может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 15 баллам.
10. ИНФОРМАТИКА и ИКТ
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за
выполнение всей экзаменационной работы, – 22 балла.
Таблица 10
Шкала пересчета первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0 – 4
5 – 11
12 – 17
18 – 22
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в
профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы
может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 15 баллам.
11. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
(АНГЛИЙСКИЙ, НЕМЕЦКИЙ, ФРАНЦУЗСКИЙ, ИСПАНСКИЙ)
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за
выполнение всей экзаменационной работы, – 70 баллов.
Таблица 11
Шкала пересчета первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0 – 28
29 – 45
46 – 58
59 – 70
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в
профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы
может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 56 баллам.