Четверг, 28.03.2024, 22:36
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "СОШ № 8"

Наш опрос
Наш сайт лучше сайтов других школ?
Всего ответов: 107
Мини-чат

200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Советы родителям и ученикам

Н. В. Маркова "Как подготовить ребенка к школе"

Дистанционное родительское собрание"Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

  • раскрыть психологические особенности детей младшего школьного возраста;
  • повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я искренне рада видеть Вас. Меня зовут Нина Валентиновна.

Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье – это поступление ребенка в школу.

А сейчас давайте познакомимся друг с другом. Для начала возьмите любую фигуру из коробки (коробка передается по кругу).

Пройдите по классу и найдите человека, у кого такая же как у Вас фигура (по цвету и форме). Пожалуйста, сядьте вместе за парту. Сейчас вы партнеры по общению. Предлагаю Вам познакомиться и расспросить друг друга.

Обязательно задайте следующие вопросы:

  1. Кто из детей идет в школу? Как зовут Вашего ребенка?
  2. Что радует и что тревожит в своем ребенке?
  3. Чем увлекается ребенок, чем интересуется?

Настало время каждому из вас представить своего соседа и рассказать то, что вы узнали о нем.

(Родители представляют друг друга)

Спасибо всем! Вы замечательно представили друг друга.

А теперь я хотела бы остановиться на особенностях детей, которым 1 сентября предстоит перешагнуть порог нашей школы.

Мы все и учителя, и тем более, вы - родители, с нетерпением и волнением ждём того дня, когда наш ребёнок пойдёт в первый класс, станет школьником. Это очень важное событие в жизни ребёнка. Оно и для взрослых очень значимо.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного образования кардинальным образом меняет весь уклад его жизни. Трудности подстерегают ребёнка уже в самые первые дни обучения в школе. Они многолики и прячутся за каждым углом.

Так вот, чтобы было поменьше тревог и трудностей родители должны быть очень внимательны на переходе дошкольного и школьного возраста.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.

Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

  1. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.
  2. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани.
  3. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.
  4. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Практическое задание №1.

Инструкция: Напишите на своих листах  главное, что должен уметь ребенок, поступающий в первый класс школы.

Родители работают самостоятельно (отводится 1–2 минуты). Далее, по очереди, прикрепляют свой листок на доску, объясняя свой выбор. Когда все родители выйдут и выскажутся, ведущий обобщает ответы родителей, составляя "портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника”.

"Теперь предлагаю вам познакомиться с "портретом идеального (по мнению педагогов, психологов) первоклассника”. Перед вами представлены все направления готовности ребенка к школе. Каждое из них влияет на обучение ребенка в школе. Предлагаю поочередно познакомиться с каждым их них.

Школьная готовность.

  • Физическая.
  • Мотивационная.
  • Интеллектуальная.
  • Коммуникативная.

Физическая готовность (эмоционально-волевая готовность)

Вопрос родителям:

"Как вы считаете, для чего надо приучать ребенка к посильным физическим упражнениям и подвижным играм?”

В первую очередь в подвижных играх у ребенка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве.

При выполнении физических упражнений происходит развитие волевых качеств, а следовательно, усидчивости и внимания.

Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Пропуски букв, описки, различная высота букв – результат недостаточного развития "ловких мышц”. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью.

Однако готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов, обозначенных в схеме.

Мотивационная готовность

Вопрос родителям:

"Желание пойти в школу” и "Желание учиться” – это одно и то же или разные понятия?” В ходе рассуждений педагог-психолог подводит к выводу, если ребенок говорит: "У меня будет новый ранец…”, "В школе весело…”, "В школе на переменах можно играть…”, то его скорее привлекают лишь внешние аксессуары обучения. Однако основной деятельностью, влияющей на развитие школьника, является учение, поэтому главное, что у ребенка должно быть сформировано – желание учиться.

Интеллектуальная готовность

Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения. Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление.

Необходимо также развивать у ребенка мышление, воображение, восприятие. Сейчас печатается огромное количество книг с играми, упражнениями на развитие психических процессов. Ими можно пользоваться. Но помните: Как только интересное и новое становится обязательным, обременяющим, оно не приносит должного результата”.

Коммуникативная готовность

"Коммуникация – общение. Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т.к. зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым "тихоням”. Порой и активным "шустрикам” приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив.

Психологическая готовность

Ребёнок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, т.е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчётливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Ребёнок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита — легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой мнемическую задачу. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. эмпирически овладевает некоторыми приёмами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у ребёнка наглядно образная память. Но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания. Речь ребёнка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она, в известной степени, грамматически правильна, выразительна.

Как видим, возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать систематическое обучение. Формируются и элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдалённые цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности.

В первые дни (недели) снижается сопротивляемость организма:

Может:

  1. Нарушаться сон.
  2. Нарушаться аппетит.
  3. Повышаться температура.
  4. Обостряться хронические заболевания.
  5. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Как помочь ребенку учиться в школе?

  1. Диета против стресса.
  2. Снятие напряжения.

Правила, которые помогут ребёнку в общении.

1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
2. Попросили - дай, пытаются отнять - защищайся.
3. Не дерись без причины.
4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
7. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся.
8. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах. Они обязательно у тебя будут.
9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
10. Старайся быть аккуратным.
11.Почаще говори: давай дружить, давай играть.

Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Не рекомендуемые фразы для общения.

- Я тысячу раз говорил тебе, что…

- Сколько раз надо повторять…

- О чём ты только думаешь…

- Неужели тебе трудно запомнить, что…

- Ты становишься…

- Ты такой же как, …

- Отстань, некогда мне…

- Почему Лена (Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

Рекомендуемые фразы для общения:

- Ты у меня умный, красивый (и т.д.).

- Как хорошо, что у меня есть ты.

- Ты у меня молодец.

- Я тебя очень люблю.

- Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.

- Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

- Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

 

Несколько советов психолога
"Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки”

  1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
  2. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
  3. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: "Смотри, не балуйся!”, "Чтобы сегодня не было отметок!”. Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
  4. Забудьте фразу: "Что ты сегодня получил?”. Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
  5. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
  6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
  7. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
  8. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
  9. Во время приготовления уроков не сидите "над душой”. Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
  10. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то..”.
  11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
  12. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
  13. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
  14. Учтите, что даже "большие дети” очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Спасибо всем за внимание! Удачи в воспитании Ваших детей!

 

Категория: Советы родителям и ученикам | Добавил: Admin8 (24.03.2012)
Просмотров: 2195 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск