Нравственный закон
внутри нас
Береги
честь смолоду – гласит мудрейшая народная пословица. Она и сегодня обращена ко
всем молодым и к каждому из них в отдельности.
Чтобы молодой человек мог следовать этому
мудрому совету, он должен иметь понятие о чести. Стало быть, он с детства должен
обладать чувством стыда, совести, сознанием долга. Он должен жить по принципам
здоровой морали.
Нравственность, как и весь характер, формируется
уже с той поры, когда ребёнок ещё мал. Нравственное воспитание, его основы,
закладываются в семье.
Хочу предложить вашему вниманию статью учителя –
методиста Е. Ильина, напечатанную в газете (г. Санкт-Петербург). Привожу её
текст.
Первое сентября. Начиная "с торжественной линейки, выстроился как бы график постепенного
снижения воспитанности первоклашек.
На линейке, впрочем, ещё не так заметно. Но вот под музыку, один
за другим, сквозь плотные ряды счастливых родителей и бабушек направляются они,
ведомые учительницей, к дверям школы и впервые переступают её порог. Тут-то и
начинаются трудности отнюдь не привычного характера. С виду симпатичные и
аккуратные, умиляющие до слёз малыши, начинают вдруг кричать, толкаться,
нервничать. Носятся по коридорам, едва не сбивая с ног своих учителей.
Авторитет взрослого, будь то
директор, учитель или уборщица действует лишь постольку, поскольку прилежно
идешь на поводу у их прихотей. Стоит же хоть в чём-то не угодить - и
"прелестные шалуны” тут же преображаются. Попробуй, например, не разреши
сегодняшнему малышу позвонить домой из учительской.
Тихие, милые девочки начинают
недовольно морщиться, роптать, демонстративно обижаться. Мальчики же часто
переходят в атаку, считая свою семилетнюю честь задетой.
Не один и не два ведут себя
так – многие. Перед неуправляемой лавиной нормальных, казалось бы, детей,
игнорирующих учителя, школу, древняя искусница Педагогика ощущает неожиданное
бессилие.
"Что хочу, то и дозволено!” - подобный девиз домашнего
очага единственные сыновья и дочери своих родителей приносят в школу, чтобы
вслед за мамой – папой "победить” теперь и учителя. Невинный, "детский” эгоизм,
пришедший из дома в класс, - устраняет или усугубляет его школа!”.
Хотелось бы услышать ваше мнение об этой статье
(проводится обсуждение).
"Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям
соблазнов есть соблазны словами: "Все так делают” - писал Л. Н. Толстой.
Семья является коллективом, в котором происходит
формирование характера ребёнка. Там где семья дружная и крепкая, там и дети,
как правило, вырастают спокойными, выдержанными и уравновешенными. И, наоборот,
в тех семьях, где между родителями происходят постоянные пререкания, где царит
неспокойная атмосфера, там и дети раздражительны и капризны, нервны.
Вы приходите с работы усталыми и начинаете
брюзжать по поводу того, что жена не слишком расторопно подала Вам обед. А на
Вас смотрят внимательные глаза вашего сына (или дочери). Он слушает Вас и
думает, сопоставляет, прикидывает. И для него не проходит бесследно Ваша
перепалка с женой. Вот поэтому-то я хочу сказать Вам: не спешите искать извне
причины излишней раздражительности и нервозности ребёнка. Подумайте, а нет ли
здесь и вашей вины, и всё ли вы сделали для того, чтобы вырастить ребёнка
крепким, здоровым и жизнерадостным.
Ровное и спокойное отношение взрослых необходимо
детям не меньше, чем во - время приготовленный обед и завтрак или полноценный
сон и отдых. Детство доверчиво, а доверчивость – беззащитна. Психика ребёнка
подобна чрезвычайно чувствительному музыкальному инструменту, тонко
реагирующему на самое лёгкое прикосновение! Берегите нервную систему ребёнка.
Американский психолог Джен Десмонт показал, что
некоторые ритмы музыки наносят значительный вред здоровью, особенно те, которые
как бы "перебивают” ритм биение человеческого сердца, рассогласованы с ним.
Нервная система при этом страдает обязательно. У детей, длительно смотрящих
телевизор, иногда появляются эпилептические припадки или астма. Их вызывает
явление, которое физики называют резонансом (частота ритма развёртки на экране
совпадает с биоэлектрическим потенциалом мозга).
Только в семье, где отец и мать являются
единомышленниками во взглядах на воспитание ребёнка и согласовывают свои
требования и действия по отношению к нему, только в такой семье созданы хорошие
условия для нормального состояния его нервной системы.
Искусство воспитания ребёнка – загадка, разгадка
требует усилий, времени, но даёт ощутимый результат и радость, если разгадана.
Насколько мы, взрослые, чутки и деликатны в общении с детьми? Научились ли
разгадывать загадочную юную душу? Отдаём ли мы себе отчёт в том, что за каждым
нашим шагом, вздохом следит внимательный детский взгляд? Всегда ли правы мы,
воспитывая детей по образу и подобию своему?
Родители – это первый объект, изучаемый детьми.
Здесь закладываются азы морали и нравственности,
те, что во многом и навсегда определят сущность человека.
Лет сто назад, когда отец тачал сапоги или шил
платье, его главная жизнь – его работа – была на виду у детей.
Ныне профессиональный труд ушёл из дома. Ребёнок
уже не может наблюдать работу взрослых, участвовать в ней. Труд, лучший
воспитатель, отделился от семейного быта.
Если в доме царит культ матери, если отец не
позволяет себе унижать жену, дети невольно получают что-то вроде прививки от
хамства. Ведь всякое хамство начинается именно с этого – с унижения женского
достоинства, безнаказанности перед слабыми.
И ещё поговорим о культе трезвости в доме.
Пьянство, которое Сенека назвал добровольным сумасшествием, - худшее из зол.
Тоже относится и к наркотикам. Социологи, изучая причины аморализма и
преступности детей, лишний раз убедились, что на скользкий путь толкают
ребенка, прежде всего, родительский пример. Чему хорошему может научить ребёнка
семья алкоголика, наркомана? Чему научат его бесконечные ссоры родителей,
алчность и жажда личной наживы старших, ложные обещания, лицемерие. Не ведёт ли
это к развращению юной души? Уверенность в том, что любой наш поступок по
отношению к детям всегда правилен и не должен вызывать у последних сомнений, а
тем более возражений, - не
состоятельна.
Особенности плохого характера стимулируются
неправильным воспитанием, достаточно противоречивыми требованиями,
предъявляемыми взрослыми ребёнку.
Есть семьи, в которых ребёнок беспрерывно слышит
слово "нельзя”. Есть родители, которые считают, что благодаря таким запретам и
ограничениям, им легче будет воспитать послушных, неизбалованных детей.
А между тем, бесконечные запреты часто приводят
к очень нежелательному результату. Так как ребёнку почти всё запрещено, а
хочется ему очень многого, то он начинает вести себя так, как-будто запретов
вообще не существует. Обилие запретов – причина непослушания.
И не редко такие дети действительно совершают
поступки, которые вызывают законное беспокойство родителей. Кто же в этом
виноват? Надо было не запрещать ребёнку всё подряд, а научить его разбираться в
том, что хорошо и что плохо, что можно делать и что нельзя, на самом деле
нельзя. Запрещая что-нибудь ребёнку, необходимо объяснить причину запрета.
Может ли забота принести кому-нибудь вред? К
сожалению, может. Кто не встречал заботливых родителей, которые стремятся
оградить своих детей от всех трудностей жизни, избавить от любых усилий, готовы
чуть ли не до старости вести их на помочах. Иногда это им удаётся – и тогда
вырастает человек, мало приспособленный к жизни, бесхарактерный,
безответственный, эгоистичный. Такому человеку плохо жить на свете, он боится
столкновений с малейшими трудностями, избегает их, страдает сам и заставляет
страдать других.
А вот другой ребёнок – не менее любимый и
окружённый не меньшей заботой. Только эта забота направлена не на то, чтобы
избавить его от сложностей жизни, а на то, чтобы научить преодолевать их,
закалить характер, воспитать тягу к знанию и труду. Если даёт результаты такая
забота, общество получает людей, которыми оно держится. Им тоже бывает нелегко,
потому что они первыми подставляют плечо под общий груз. Но тяжёлая ноша
наполняет их жизнь смыслом, которого безуспешно ищут те, кто топает рядом с
лёгкой поклажей, а то и совсем без оной.
Поговорим ещё о самой большой красоте
человеческого общения. И начнём с самого необходимого условия этого общения – с
доброжелательности, а ещё проще с улыбки, которая обнаруживает не только
духовное здоровье, но и нравственную силу человека. Я не оговорилась - именно
духовное здоровье, именно нравственная сила.
Держать себя нужно так, чтобы не быть неприятным
людям. В одном случае человек постарается воздержаться от разговора, могущего быть
неприятным кому-либо, в другом – человек, у которого всё благополучно, не
станет демонстрировать своё благополучие в присутствии людей, которым менее
повезло.
Сила доброго примера родителей должна
присутствовать даже в мелочах. Многие люди, среди которых мы живём, отличаются
этими прекрасным чертами: "Общаясь с ближними так, как они того
заслуживают, мы делаем их только хуже, общаясь
же с ними так, как-будто они лучше того, что они представляют в
действительности, мы "заставляем” их становиться лучше”- Гёте.
Среди многих талантов большое значение в жизни
имеет талант общения с людьми. Я не знаю человека, который был бы лишён
общения, но я не знаю и людей, которые развивали бы в себе эту способность. А
делать это надо.
Самосознание начинается с отношения к
собственной внешности. Причём в подростковом возрасте это становится особенно
важным. Мы, взрослые, размышляем, как помочь своему ребёнку в развитии, в
учении, а его волнует и собственный рост, и вес, и цвет лица. Этот повышенный
интерес к внешности, как это ни странно, определяет очень многое в самочувствии
ребёнка, а, значит, в его общем умственном и духовном развитии.
Ребёнок всегда себя видит среди других так, как
сложился в его сознании "образ – Я”. И если этот образ наделён отрицательными
чертами, то и виденье себя весьма непривлекательно.
В детской среде культивируется свой стандарт.
Всё, что выходит за пределы этого стандарта, как правило, подлежит осмеянию.
Чуть выше рост – "Дядя, достань воробушка!”. Чуть полнее – "Жирный”. И ребёнок
откликается на новые "имена” (потому что стоит показать, что ты обиделся, будут
дразнить ещё больше), но каждый раз, когда слышит: "Эй, жир!”, вздрагивает. Ему
было бы совсем худо, если бы не надежда!
Истинная вера – это уверенность в себе. Следует
всеми силами стараться помочь ребёнку возыметь веру в себя. Это можно сделать,
удалив из его натуры смущение, нерешительность, сомнение, ибо это – главные
причины всех неудач в жизни. Уверенность в себе и целеустремлённость – вот
ключи к любому успеху.
Родители, при всех условиях, остаются для
ребёнка самыми близкими людьми и в том случае, когда они с уважением относятся
к его желаниям, внимательно и серьёзно выслушивают его, близость
взаимопонимания между ними и ребёнком не будет нарушена, и родители смогут
оказать на него необходимое воздействие.
Дети во всём полагаются на нас, они искренне
гордятся нами, чем выше наша ответственность за них, тем недопустимее в нашем
поведении, поступках любое отклонение морально-нравственных норм.
Сегодня необходимо учить ребят самовыражению,
умению отстаивать собственную позицию, свои взгляды. Хорошо, что они
высказывают своё мнение вслух, пусть порой, и ошибочное. Убедить ребят,
привести их к верным мыслям, за которым встанет поступок, - наша задача.
Конечно, с детства заложить основу правильной
жизненной позиции, сформировать культуру умственного труда, скажем прямо, стоит
тяжёлого труда, привить высокий эстетический вкус – не просто, но к этому
призваны родители.
Семья, что растит и пестует малыша, лепит из
него человека. Она желает ему счастья, а потому обязана учить его жить среди людей, считаться с
ними, любить их, быть честным, научить думать над своими поступками, оценивать их,
отвечать за них. Наша общая цель – воспитать человека, который трудом своих рук
и души наполнял свою жизнь смыслом.
|