Школьная неуспеваемость подростков
Так кто, он
подросток?
«Уже не совсем ребенок, но еще не вполне юноша,
он возникает на жизненной сцене, хрупкий и тонкий, странно отчужденный от всех.
Резкий профиль. Голос, словно сорвавшийся, «перегоревший». Улыбка, от которой
лицо не хорошеет, а сдвигается в гримасе. Вызов, холодность во всем…
Мучительная проблемность и внутри, в сознании, и
снаружи, в поведении.»
Это красочное описание дает профессор Ольшанский
Д.В., анализируя основные этапы становления и развития индивидуальности
ребенка.
Подростковый возраст (пубертатный период)
традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют
переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях
зафиксирована главная его особенность- переход от детства к взрослости.
К этому возрасту относят школьников
11(12)-15(16) лет. За это время протекает бурная физиологическая перестройка
организма.
Трудным этот период является не только в плане
воспитания, но и в отношении учебных достижений. Снижается успеваемость,
пропадает интерес к учебе, неуспешное выполнение учебных заданий перестает
восприниматься как нечто огорчающее и трагическое. Среди школьников нарастает
число неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворенным
отношением к школе.
Ведущими причинами неуспеваемости подростков
многие авторы считают следующие:
- пониженная обучаемость
школьника;
- недостатки в развитии
познавательных процессов;
- педагогическая запущенность;
- интеллектуальная пассивность;
- индивидуально – типологические
особенности;
- отсутствие адекватной мотивации
учения.
Недостатки в развитии познавательной
сферы обычно проявляются: в слабой сформированности
различных мыслительных операций, в преобладании механического типа запоминания
над смысловым, в низкой концентрации и устойчивости внимания, в недостаточном
объеме внимания.
Интеллектуальная пассивность, или, иначе,
«умственная лень», отрицательно сказывается на успеваемости, что связано с
особенностями учебной деятельности, которая, прежде всего, является
познавательным процессом.
Причины интеллектуальной пассивности различны и,
очевидно, связаны не столько с отклонениями в развитии, сколько с недостатком
обучения и воспитания. Интеллектуальная пассивность оказывается мощным
фактором, накладывающим отрицательный отпечаток на активно формирующуюся
мотивационно - потребностную сферу личности подростка. В дальнейшем
интеллектуальная пассивность, превращаясь в устойчивую личностную черту,
определяет возможности человека в решении различных задач, требующих
умственного напряжения и работоспособности.
Но причины плохого усвоения знаний не всегда
могут быть сведены к слабости внимания, плохой памяти, недостаткам в развитии
интеллектуальной сферы. В решении некоторых видов учебных задач проявляются
природные, генотипические особенности учащихся.
В учебной деятельности присутствует много
заданий, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий,
связанных с проявлением силы нервной системы. Временными или скоростными
характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью.
Низкая мотивация учения – одна из самых распространенных причин неуспеваемости
школьников. Учебная деятельность перестает быть привлекательной для
повзрослевшего ребенка. Часто ребята учатся только для того, чтобы «родители не
ругали», «отпустили погулять», «купили что-нибудь новое» и т.п. Причем учителя
и родители порой сами провоцируют такое отношение к учению, обращая внимание
только на отметки ребенка. Не в каждой семье, да и в школе внушается ценность
образования как такового, а не как инструмента для достижения определенных
целей, связанных с карьерой и материальным благополучием. Часто для родителей и
учителей важен рейтинг учащихся именно по результатам их успеваемости, и не так
значимо, что стоит за этими «пятерками» - глубокие знания или фрагментарно,
необдуманно выученный материал.
Любопытны причины неуспеваемости, которые
выделяет сам подросток. Основная причина – отсутствие каких-либо способностей
(«плохая память», «слабое внимание», «неумение думать» и т.д.). Причем если
младшие подростки отмечают, что им «не хватает знаний», что они «не могут
учиться»; то старшие подростки жалуются на «лень», «безволие», говорят о своем
стремлении улучшить память, внимание, мыслительные возможности.
Советы
родителям
Все причины плохой учебы, которые были отмечены
выше, конечно же, имеют прямое отношение к родителям подростка. Индивидуально –
типологические особенности во многом зависят от того, какие природные
особенности заложены в ребенке, тут он во многом может быть схож со своими
родителями. В связи с этим очень часто у плохо успевающих школьников родители
также не блистали отличной успеваемостью.
Интеллектуальная пассивность подростков также
может быть спровоцирована семьей:
- Неудовлетворительные показатели
познавательного климата в семье;
- Наличие избыточной
поверхностно-развлекательной информации, а также субъективно-пассивная
роль ребенка при ее получении.
Приведем рекомендации, которые предлагает
профессор М.К. Тутушкина. Субъективные причины неуспеваемости, по мнению
автора, могут быть следствием того, что:
- родители сами плохо учились, не
любили читать, учить уроки;
- в семье не формируется ценность
овладения знаниями цивилизации и культуры;
- родители высокомерно относятся
к людям вообще, к школе и учителям в частности;
- в семье нет установки на труд,
на приложение усилий для достижения цели;
- учитель в начальной школе был
нечувствителен к индивидуальности ребенка;
- в начальной школе родители
эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к
школьным заботам.
Что же можно предпринять, если есть желание
улучшить успеваемость ребенка? В случае первых четырех причин, советует автор,
остается смириться с тем, что «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».
Хотя, если есть желание изменить положение, то нужно обязательно прикладывать
усилия, но начинать надо с себя, с семейных устоев, привычек. В случаях 5-6
можно изменить отношение учителя и педагогического коллектива к вашему ребенку,
а также собственное отношение к процессу школьного обучения.
Познавательный интерес к учению и навыки
обучения, адаптация к школе развиваются в первых трех классах начальной школы.
Если этот момент упущен, то в средних классах (10-14 лет) можно опираться на
поисковую активность в интересах и увлечениях. Это значит, что ваши переживания
по поводу плохой успеваемости временно лучше подавить. Понаблюдать, заметить,
чем же ребенок интересуется, к чему склоняется – компьютеру, футболу, каратэ,
бабочкам и т.п. попытаться связать его интерес с одним из школьных предметов.
Заставить учиться подростка, конечно,
практически невозможно. Но мотивировать подростка учиться – вполне разрешимая задача, несмотря
на ее большую трудность. В зависимости от индивидуально – личностных
особенностей необходимо найти, чем можно зацепить ученика, чтобы у него
появилось желание учиться. Например, честолюбивого подростка, мечтающего о
профессиональной карьере, надо нацелить на углубленное изучение предметов,
необходимых ему в будущем. Ученика с истероидными чертами характера может
подстегнуть возможность выделиться среди сверстников, продемонстрировать свои
способности. Кого-то может подтолкнуть романтическое увлечение, в том случае,
если объект обожания хорошо учится, имеет твердые жизненные планы и т.п.
Повышение самооценки и укрепление самоуважения
учащихся также имеет большое значение для учебной успеваемости.
Упражнения,
способствующие повышению самооценки у слабоуспевающих учащихся
1. Упражнение
«Позитивные мысли».
Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.
Участникам по кругу предлагается дополнить фразу
«Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если некоторым подросткам
будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу
помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору. Данное упражнение
направлено на поддержку в учениках следующих проявлений:
- позитивных мыслей о себе;
- симпатии к себе;
- способности относится к себе с
юмором;
- Выражение гордости собой как
человеком;
- Описания с большей точностью
собственных достоинств и недостатков.
После того как каждый участник выступит,
проводится групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии могут быть следующими:
- Важно ли знать, что ты можешь
хорошо делать, а чего не можешь?
- Где безопасно говорить о таких
вещах?
- Надо ли преуспевать во всем?
- Какими способами другие могут
побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты можешь
сделать это сам?
- Есть ли разница между
подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?
Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для
того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности. Они начинают
понимать, что даже у самых «сильных» учеников есть свои слабости. А свои
достоинства есть и у наиболее «слабых». Такая установка приводит к развитию
более благоприятного самоощущения.
Продолжительность упражнения 50 минут.
2. Упражнение «Школьные
дела».
Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни.
Учеников просят по очереди высказываться по
поводу, каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос
типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты
доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…»»
Те, кто не уверен в собственных силах, слыша
ответы ребят, начинают осознавать, что они слишком строги к себе, не признавая
те или иные свои успехи.
Продолжительность упражнения 30-40 минут.
3. Упражнение «Я в своих
глазах, я в глазах окружающих».
Цель: развитие позитивного отношения к себе путем получения
обратной связи.
В этом упражнении участники группы составляют
два кратких личностных описания, каждое на отдельном листе бумаги. На первом
листе – описание того, каким видит себя сам подросток. Описание должно быть как
можно более точным. На втором – описание того, каким, по его мнению, его видят
окружающие. Листки не подписываются. Описания «Каким я вижу себя сам» кладутся
в отдельную коробку. Каждое самоописание зачитывается вслух, и участники
пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе, читает
второе свое описание (описание того, каким, по его мнению, его видят
окружающие) и получает после этого обратную связь от участников группы.
Ценность этого упражнения заключается в том, что подросток обнаруживает, что
другие относятся к нему лучше, чем он сам. Продолжительность упражнения 50
минут.
4. Упражнение
«Воображение успеха».
Цель: развитие умения использовать воображение для улучшения
самовосприятия.
Участников просят представить себе, как бы они
хотели заново проявить себя в тех ситуациях, которые в прошлом оказались для
них неудачными. На этой стадии акцентируется внимание на понятии «позитивное
мышление». Контролируя возникающие у нас мысли, мы способны убедить себя в том,
что мы можем, если захотим, стать лучше, чем мы есть сейчас. То, как мы себя
воспринимаем, имеет большое значение, и мы можем стать именно такими, какими,
по нашему убеждению, в состоянии стать.
Продолжительность упражнения 30 минут.
5. Упражнение «Поделись
успехом».
Цель: повысить самооценку
подростка.
Предложите участникам поделиться своими успехами
за день. Для некоторых это может быть сложно. Но, послушав более активных
участников, они поймут, что все не так плохо, и им есть чем гордиться.
Продолжительность упражнения 20 минут.
6. Упражнение «Афоризмы».
Цель: учить ребят позитивно мыслить и использовать механизм
самоподдержки.
Упражнение проводится в форме групповой
дискуссии, основой которой являются высказывания великих людей. Анализируя
такого рода высказывания, участники игры могут прийти к осознанию огромных
возможностей, которыми они обладают, чтобы направить свои мысли в нужное для
саморазвития русло. Ниже приводится список возможных афоризмов, который по
усмотрению психолога может быть дополнен или изменен.
- Единственное искусство быть
счастливым – сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж.-Ж. Руссо).
- Кто сам считает себя
несчастным, тот становится несчастным (Сенека).
- Кто не стремится, тот и не
достигает; кто не дерзает, тот и не получает (В. Г. Белинский).
- Уверовав в то, чем мы можем
стать, мы определяем то, чем мы станем (М. де Монтень).
- Никогда не ошибается тот, кто
ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т.
Рузвельт).
- И после плохого урожая нужно
сеять (Сенека).
- Каждый человек стоит ровно
столько, во сколько он себя оценивает (Ф. Рабле).
- Один видит в луже только лужу,
а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор).
- Для того чтобы избежать
критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть
(Э.Хаббарт).
- Когда человек перестает верить
в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э Хови).
- Верьте в свой успех. Верьте в
него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха
(Д. Карнеги).
- Испробуй все возможности.
Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч. Диккенс).
- Если ты не знаешь, в какую
гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным (Сенека).
Продолжительность упражнения 50 минут.
7. Упражнение
«Еженедельный отчет».
Цель: развитие возможности анализировать и регулировать своею
повседневную жизнь.
Каждому участнику выдается листок бумаги со
следующими вопросами:
- Какое главное событие этой
недели?
- Кого тебе удалось лучше узнать
на этой неделе?
- Что важного ты узнал о себе на
этой неделе?
- Внес ли ты какие-либо серьезные
изменения в свою жизнь за эту неделю?
- Чем эта неделя могла бы быть
лучше для тебя?
- Выдели три важных решения,
сделанные тобой на этой неделе. Каковы результаты этих решений?
- Строил ли ты на этой неделе
планы по поводу каких-то будущих событий?
- Какие незаконченные дела
остались у тебя на прошлой неделе?
Затем происходит коллективное обсуждение. Ребята
делятся своими успехами, анализируют свои неудачи и коллективно ищут пути
улучшения ситуации в будущем. В итоге, проводя такие еженедельные наблюдения,
подросток начинает лучше понимать самого себя, анализировать свои поступки.
Продолжительность упражнения 40 минут.
Самой важной составляющей этих занятий является
та атмосфера, в которой они проходят. Консультант или учитель должен создать
обстановку психологической поддержки и безопасности. Это можно считать
необходимым условием для оптимального развития Я-концепции учащихся.
|