Четверг, 28.03.2024, 16:45
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "СОШ № 8"

Наш опрос
Наш сайт лучше сайтов других школ?
Всего ответов: 107
Мини-чат

200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Советы родителям и ученикам

О. В. Севосьянова "Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий"

Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий

Выполнение школьниками домашних заданий – обязательная часть учебной деятельности в школе. Время урока, как правило, не позволяет в достаточной степени отработать и закрепить все учебные навыки. Кроме того, все дети разные: одному достаточно решить 5 – 10 однотипных задач, чтобы усвоить принцип их решения, а другому, чтобы не испытывать подобных затруднений, потребуется решить значительно больше таких задач.

В начальной школе детям необходима помощь взрослых в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте навык планирования у ребят еще недостаточно развит. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашнее задание только в присутствии родителей, педагогов или вместе с ними.

Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?»

Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.

Это означает, что ребенок должен уметь:

  1. сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;
  2. спланировать порядок действий: что он будет делать сначала, что потом и т. д.;
  3. распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);
  4. понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
  5. применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
  6. представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения. (Например, если не знаю, какая буква пропущена в слове, то я: 1) думаю, какое правило подходит, может помочь; 2) нахожу это правило, применяю к слову; 3) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.)

Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы.

Наблюдения за самостоятельной работой младших школьников показывают, что без специального обучения дети, начиная выполнять работу, действуют импульсивно. Они пытаются решить задачу сразу, без анализа и осмысления, работают торопливо, допускают ошибки. Либо наоборот, дети включаются в работу слишком медленно, не думают над заданием, не решаются приступить к решению и в результате домашнее задание растягивается не на один час.

На характер приготовления домашнего задания так же влияет эмоциональное состояние ребенка. Психологи доказали, что более половины детей, выполняя задания самостоятельно, испытывают тревогу. Одни – потому, что слишком эмоциональны, другие – потому, что не уверены в своих знаниях, третьи – потому, что боятся быть неуспешными.

Конечно, навыки самостоятельной деятельности ребенка могут сформироваться только при осуществлении ребенком самостоятельных шагов и действий. Но мы, взрослые должны понимать, что увеличение доли самостоятельных действий ребенка при приготовлении домашних заданий должно происходить постепенно. На первых порах особенно важна роль взрослого в управлении самостоятельной деятельностью младшего школьника, и на протяжении всего обучения в школе управляющая роль постепенно переходит к ребенку.

Бесполезно на первых этапах обучения требовать от ребенка то, чего он не умеет делать.

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, а особенно родителей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести в свою взрослую жизнь.

 

Категория: Советы родителям и ученикам | Добавил: Admin8 (16.12.2014)
Просмотров: 712 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск