Психологическая
поддержка выпускников, участвующих в ЕГЭ.
(памятка
для родителей)
Почему они так волнуются?
·
Сомнение в полноте и прочности знаний
·
Стресс незнакомой ситуации
·
Стресс ответственности перед родителями и
школой
·
Сомнение в собствен-ных способностях: в
логическом мышле-нии, умении анализи-ровать, концентра-ции и
распределении внимания
·
Психофизические и личностные особенности:
тревожность, астеничность, неуверенность в себе
Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период
подготовки и сдачи ЕГЭ?
·
Владением информации о процессе
проведения экзамена
·
Пониманием и
поддержкой, любовью и верой в его силы
·
Откажитесь
от упреков, доверяйте ребенку.
·
Если школьник хочет работать
под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была
музыка без слов.
Участием в подготовке в ЕГЭ
·
Обсудите, какой учебный
материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
·
Вместе определите,
«жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка
проводится днем, если «сова» - вечером.
·
Проведите репетицию письменного
экзамена (ЕГЭ). Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа),
организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться.
Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.
·
Организацией режима (именно родители
могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться
временем и силами при подготовке к ЕГЭ)
·
Во время подготовки ребенок
регулярно должен делать короткие перерывы.
·
Договоритесь с ребенком, что
вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и
ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку
организма, а не приобретение знаний.
Как помочь подготовиться к экзаменам
Слово «экзамен»
переводиться с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными,
подчас драматичными, становятся ЕГЭ и выпускные экзамены. Безусловно, экзамены
- дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И
родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно
русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали
все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность
оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не
должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику
наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ.
Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего,
необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных
экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их
результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в
трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Задолго до экзаменов
обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся
ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план
подготовки - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует
только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок»
он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в
часы спада.
Прочитайте
список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень
хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого
предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или
иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем
лучше.
Договоритесь с
ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется,
искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на
подготовку организма, а не знаний.
Обсудите вопрос
о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше
мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались
шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь
ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не
знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием
шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае
помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
В выходной,
когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена
(ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике (учителя при
подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у
ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов,
засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не
отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику
отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий.
Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об
ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или
неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
Следите за тем,
чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните
ему. Что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления.
Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого
чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может
нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим
телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому
препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов. |